Психология антиквариата
В двухкомнатной квартире 40-летнего психотерапевта Александра Федорова яблоку негде упасть: на столах расположились старинные книги, дореволюционные статуэтки, открытки, на стенах висят полотна именитых художников, а на кухне красуется коллекция фарфоровых сырных досок середины 19 века. А самые дорогие антикварные вещицы настолько ценны, что Александр боится хранить их дома. Они находятся в банковских ячейках.
«Зов крови»
Когда заходишь в квартиру коллекционера, создается впечатление, что попадаешь в другую эпоху: классическая, изящная мебель, портреты поэтов Серебряного века, книги с пожелтевшими страницами. Под коллекции заняты две комнаты. В одной - фарфор, статуэтки, дореволюционные открытки, фотографии, автографы любимых актрис. Во второй расположена библиотека - так называемая литературная коллекция, в которой более полутора тысяч книг.
Увлечение стариной у Александра Евгеньевича началось еще с детства. Как говорит сам коллекционер, «это был зов крови». Его дедушка, коренной москвич, принадлежал к дворянскому роду, был очень одаренным человеком, профессионально занимался живописью.
- Он закончил московскую гимназию, часто рассказывал о дореволюционном времени, о котором сейчас можно узнать только из фильмов и книг. Я очень любил эти истории, - вспоминает коллекционер. - Кстати, картины деда сейчас находятся в частных коллекциях, и я очень хочу приобрести их, но пока антиквары не готовы расстаться с ними.
На увлечение Федорова повлиял и его отец, он живет в Белогорске. Еще в молодости тот начал собирать литературную коллекцию, которая сейчас насчитывает более двух тысяч книг. Таким образом, Александр Евгеньевич был окружен антикварными вещами с детства, и ему было на кого равняться.
- Первая коллекция появилась у меня 20 лет назад, это были дореволюционные грампластинки. Сейчас я иногда дополняю ее, но теперь меня интересуют больше другие экспонаты – книги, - продолжает Федоров.
Литературная «гостиная»
Сам Федоров разделяет свою литературную коллекцию по таким категориям: редкие книги, миниатюрные книги и издания с автографами их авторов. К первым относятся все печатные издания, вышедшие до 1830 года. Это так называемые книжные памятники, так как возможности полиграфии в то время были очень ограничены и только единицы книг сохранились до нашего времени. Так что такого рода экспонаты большая редкость не то что в Благовещенске, но и в России. Один из них - книга «Театр Коцебу»1824 года издания, написанная немецким писателем и переведенная на русский язык.
- В ней описывается драма семейных отношений, - рассказывает владелец коллекции. - Самое интересное, что она вошла в список книг личной библиотеки Пушкина. И, поскольку таких изданий в то время было немного, есть вероятность, что эта могла принадлежать великому русскому поэту.
В коллекции миниатюр находятся совсем маленькие книжки, иногда их размер меньше спичечного коробка - несколько томов помещаются на ладони. Как правило, это сочинения русских писателей и поэтов.
Книгами с автографами Федоров особенно дорожит. По его мнению, в них есть душа писателя, его присутствие. Коллекционер демонстрирует издание 1929 года с автографом русского поэта и драматурга Анатолия Мариенгофа, близкого друга Есенина.
Следующая гордость - книга и фотография с автографом великой русской и итальянской оперной певицы конца XIX-начала XX века Медеи Фигнер. Она была любимой исполнительницей царской семьи, специально для нее писал свои сочинения Чайковский.
Кстати, помимо старинных изданий есть и довольно необычные. Так, однажды, когда Александр Евгеньевич отправился отдыхать в Кишенев, он попросил своих друзей познакомить его с действующим тогда президентом Молдавии Владимиром Ворониным. И это удалось сделать. На приеме его познакомили с главой государства, и тот подарил коллекционеру книгу с автографом и пожеланием успехов.
А в Армении Федорову удалось встретиться с духовным Католикосом всех армян Гарегином. Он подарил коллекционеру серебряный сувенир с изображением церкви.
Вообще, подобных историй у Александра Евгеньевича много. Как ему удается так быстро расположить к себе таких влиятельных и известных людей, остается загадкой.
- Я сам очень люблю делать подарки, возможно, поэтому Бог меня сводит с такими же щедрыми людьми, - поясняет Федоров.
На память
Очень много интересных историй и находок связаны с дружбой коллекционера с великими артистами. Теплые отношения были у него с народной артисткой России Изабеллой Юрьевой.
- Она была человеком эпохи. Первый ее концерт прошел в 1916 году, а последний - в 1999. Я восхищаюсь этой женщиной, мы с ней долго дружили, и на закате своей жизни она завещала мне значимые для нее вещи: старинный веер, серебряное кольцо и браслет - с ним она выступала всю жизнь, для нее он был своеобразным талисманом, - рассказал коллекционер.
Еще один ценный подарок он получил от дочери знаменитой балерины и актрисы немого кино Веры Коралли. Она была популярна в 20-30 годах прошлого века и сыграла в более чем 50 фильмах. Актриса была в хороших отношениях с Федором Шаляпиным. Однажды певец подарил Вере Алексеевне заячью лапку, в те времена ее использовали для нанесения грима. Кстати, животное великий певец сам подстрелил на охоте. И всю сценическую жизнь Коралли гримировалась только ею. После смерти актрисы ее дочь подарила это вещицу Александру Федорову, так как понимала, какое важное значение имеет для коллекционера этот экспонат.
- Возможно, для кого-то это абсолютно обычная вещь, но как подумаешь, кому она принадлежала и кем была подарена, сразу понимаешь истинную ее ценность, - говорит Александр Евгеньевич.
Еще одной близкой подругой коллекционера была актриса Наталья Медведева. По словам Федорова, она называла его своим внуком, а он в свою очередь называл ее Татой. Как-то она подарила ему вазу из венецианского стекла вместе с трогательной запиской «Дорогому Сашеньке - любимому внуку от бабушки Таты».
- В1953 году Наталья была на гастролях в Венеции, - продолжает Александр.- Там она и купила эту стеклянную вазу, изготовленную по уникальной технологии. Причем на ее покупку Тата потратила весь свой заработанный гонорар.
Но, помимо приятных приобретений и подарков, в жизни коллекционера были моменты, когда приходилось расставаться со своими любимыми экспонатами. Так, несколько лет назад Александру пришлось продать диван из красного дерева XIX века, его привезли из Москвы.
- Это был шаг отчаяния, о котором я сейчас очень жалею. Тогда срочно была нужна крупная сумма на билеты в Москву и проживание в гостинице. Поэтому я нашел коллекционера из Тбилиси и продал ему диван, - с горечью говорит Александр.
Судьба коллекции
Как и у любого коллекционера, у Александра Евгеньевича есть экспонаты, которые он мечтает приобрести. В первую очередь это все, что изготавливал его дед. На сегодняшний день от него достались подсвечники конца XIX века, коньячный графин фирмы «Шустов» и еще кое-что из посуды. Но есть еще вещи, сделанные его руками и которые можно будет приобрести, но что именно, Александр держит в секрете, боится сглазить.
По признанию Федорова, в Благовещенске серьезных коллекционеров нет. Это увлечение больше распространено в европейской части России. Причем им занимаются люди самых разных профессий.
- Я знаком с антикваром, по профессии он строитель. Поначалу его коллекции были просто увлечением, но дело пошло, и сейчас он держит несколько антикварных магазинов в своем городе, - рассказывает Александр Евгеньевич. - Также знаю довольно успешных коллекционеров из Москвы. Продав только одну картину, они могут купить неплохую квартиру, скажем, в Париже.
Кстати, как психотерапевт, Федоров выделяет несколько основных черт характера типичного коллекционера: азарт, стремление к самосовершенствованию и кропотливость. Иногда для того чтобы достать какую-то вещицу, приходится тратить много времени и сил. Да и поиск необходимой информации об экспонатах - дело невероятно тонкое. Для создания серьезной коллекции необходим большой багаж знаний, нужно постоянно изучать что-то новое, например, подробности того или иного исторического события, а иногда даже... иностранные языки.
К слову, Александр Федоров владеет немецким, армянским и латинским языками. Также коллекционер отмечает, что в нашем городе подобного рода коллекциям не уделяется должного внимания, и, как правило, в них не заинтересованы ни городские музеи, ни выставочные залы.
- Я знаю историю о благовещенском скульпторе, который завещал свои произведения нашему городу. Но их выставляют максимум раз в десять лет, а в остальное время экспонаты пылятся в складах, - вздыхает Федоров. – Я боюсь, что подобная судьба может быть и у моих с такой любовью собранных, но ненужных городу коллекциях.
- Иногда мне кажется, что я родился не в том времени, - признается Александр Евгеньевич. - Я, наверное, должен был жить в XIX веке или начале XX. Эта эпоха мне очень близка, близки люди, нравы, искусство того времени. И с помощью своей коллекции я как бы приближаю себя к той жизни. Я всегда был творческим человеком, но и медицина меня интересовала всегда. Поэтому я выбрал профессию психотерапевта - в ней сочетаются знания не только точных наук, но и философии, юриспруденции, психологии.