Частный музей антиквариата хочет открыть челнинка Райса Булатова
– Мое увлечение искусством и предметами старины началось со школы – мне очень нравились история и география. Когда окончила педагогический вуз, пять лет работала в сельской школе и в свободное время много путешествовала по путевкам, исколесила весь бывший СССР – только до Владивостока не доехала. Посетила многие музеи, – вспоминает челнинка. – Потом появилась семья, дети, и я немного забыла о своем увлечении. Но однажды, навещая маму в Оренбургской области, решила прибраться в ее доме и на чердаке нашла утюг, работающий на углях. Тогда у меня и мелькнула мысль – а почему бы не начать коллекционировать предметы старины?
Второй вещью в коллекции Райсы Валеевны лет двенадцать назад стал самовар, которому исполнилось больше века. Он именной и принадлежал братьям Воронцовым, которые жили в середине XIX века и держали свою фабрику в Туле. Об этом свидетельствует специальное клеймо. Есть на утвари и старинные отметки об участии в международных выставках, а также нанесен герб царской России с изображением императора.
– Ко мне самовар попал от знакомой, у которой я его и купила. Приобрела его за 3000 рублей – это была вся моя зарплата, да еще во времена безденежья и безработицы! Самовар рабочий, не протекает, но я им не пользуюсь – храню как реликвию, – делится искусствовед. – Когда родные и друзья узнали, что я собираю старинные предметы быта, стали отовсюду мне их привозить, я почти ничего не покупала сама. Вот и туристы иногда приносят редкие вещи в подарок. Так недавно у меня появилась швейная машинка «Волга» 50-х годов прошлого столетия в рабочем состоянии! А гости теперь приходят к нам домой как в музей! Правда, часть экспонатов хранится в гараже, другая – в офисе турагентства.
В коллекции Райсы Булатовой – более 60 экспонатов: есть старинная гармонь, медная купальня, деревянная прялка, ухват, часы, радиоприемник, кинопроектор, арифмометр и директорский телефон прошлого века. Прежде чем взять вещь в коллекцию, челнинка тщательно ее изучает, собирает информацию, чтобы удостовериться в ее исторической и культурной ценности.
Вдруг она рассыплется…
В книге «Земля и ее народ» 1898 года, которая хранится у Райсы Валеевны, можно прочесть фразу: «Дозволено цензурой». Этот редкий теперь экземпляр издания отпечатан еще на старославянском языке с буквой «ъ».
Хранится у искусствоведа и пожелтевшая газета 1919 года с названием «Беднота», которая выходила во время Гражданской войны. В ней упоминаются Деникин, Колчак. Газета пестрит заголовками вроде: «Взято 17 орудий».
– Она такая старая, что я боюсь ее трогать – вдруг рассыплется. На всякий случай копию сняла. Есть еще выпуск газеты от 9 мая 1945 года с сообщением о конце войны, – делится Р. Булатова.
В Москве есть частный музей антиквариата, где самой старой вещью считается пистолет времен Наполеона. А в коллекции челнинки есть экспонат старше – это медная монета 1771 года с изображением вензеля Екатерины II, а также монета 1904 года, которая была в обращении при Николае II.
– Одну из них моя дочь нашла случайно, когда играла в деревне. Я очень дорожу своей коллекцией, в этих вещах история и тепло чьих-то рук, ведь раньше все вещи были штучной работой – говорит Р. Булатова. – Гордостью своей коллекции считаю предметы, которым исполнилось больше века. И уже подумываю об открытии частного музея – первого в нашем городе.