Тридцать пять тысяч одних поездов
31.01.2011
Новости Аукционный дом Sotheby's продает самую большую коллекцию игрушечных железных дорог в мире. Это легендарная "коллекция Джерни" — в ней больше 35 тысяч предметов с 1850 до 1940 года, она собиралась 50 лет, и ее почти никто раньше не видел.
Сейчас весь четвертый этаж особняка Sotheby's в Нью-Йорке занят выставкой. На ней можно увидеть примерно пятую часть коллекции — железнодорожные станции и мосты, вокзалы, туннели, локомотивы и вагоны, кораблики, автомобили, человеческие фигурки. Все продается частным образом, единым лотом, с оценкой не менее $10 млн.
Владелец и создатель "коллекции Джерни" — 67-летний Джерри Грин, проживающий в Пенсильвании владелец звукозаписывающей компании. Он начал собирать игрушечные поезда в 18 лет. Джерри Грин никогда не покупал целых коллекций, а только отдельные предметы, и при этом не любил удаляться от дома. Несмотря на это, за полвека он создал в своем подвале фантастический мир — поезда двигаются, они везут лошадей и уголь, на платформах ждут пассажиры и торговцы лимонадом, рядом околачиваются бродячие псы. Многие игрушки имеют историческую ценность, например уменьшенные копии европейских вокзалов и мостов, которые были разрушены в Первую и Вторую мировые войны. "Когда ко мне заходят мои друзья, они смотрят на мои поезда и на меня как на сумасшедшего,— говорит Джерри Грин.— Но для меня они — произведения искусства".
Мистер Грин, безусловно, представляет собой образец психологического типа "настоящего коллекционера" — он одержим собирательством, является главным экспертом-знатоком в своей области и бесконечно наслаждается процессом. Именно поэтому он и решил продать коллекцию: "Я собрал все, что можно. Главное удовольствие заключается в поиске. Я хочу продать их и иметь пустой подвал. После этого я начну коллекционировать что-нибудь еще".
Самая лучшая и ценная часть "коллекции Джерни" — это игрушки немецкой фирмы Marklin 2-й половины XIX — начала XX века. Например, в ней представлены все уменьшенные копии железнодорожных станций, сделанные Marklin. Эта фирма была основана в Германии в 1859 году и начинала с кукольных домиков. Но с 1880-х (и по сей день) основной продукцией стали железные дороги. Особенность игрушек этой фирмы (которые были вначале заводными, а потом электрическими) в том, что уже в 1890-е годы размер железнодорожной колеи был стандартизирован. Это значит, что модель железной дороги можно было все время достраивать, присоединяя к ней новые части и пуская новые поезда.
По мнению специалистов, заявленные в качестве предварительной оценки $10 млн — совсем не максимальная сумма, коллекция может стоить и $40 млн, и $50 млн. Не исключено, что для ее приобретения могут объединиться несколько ведущих в этой области дилеров — чтобы потом постепенно распродавать собрание. А интерес к старинным игрушкам "для мальчиков" — поездам, машинкам и корабликам — в мире есть. Совсем недавно, в декабре 2010 года, Sotheby's проводил распродажу остатков коллекции Малькольма Форбса. Аукцион игрушечных корабликов и солдатиков принес в целом $2,4 млн. Правда, это было несколько меньше ожидаемой суммы — несколько самых дорогих корабликов, оцененных в $200-300 тыс., остались непроданными. Видимо, не нашелся на них одержимый собиратель, подобный Джерри Грину.
Сейчас весь четвертый этаж особняка Sotheby's в Нью-Йорке занят выставкой. На ней можно увидеть примерно пятую часть коллекции — железнодорожные станции и мосты, вокзалы, туннели, локомотивы и вагоны, кораблики, автомобили, человеческие фигурки. Все продается частным образом, единым лотом, с оценкой не менее $10 млн.
Владелец и создатель "коллекции Джерни" — 67-летний Джерри Грин, проживающий в Пенсильвании владелец звукозаписывающей компании. Он начал собирать игрушечные поезда в 18 лет. Джерри Грин никогда не покупал целых коллекций, а только отдельные предметы, и при этом не любил удаляться от дома. Несмотря на это, за полвека он создал в своем подвале фантастический мир — поезда двигаются, они везут лошадей и уголь, на платформах ждут пассажиры и торговцы лимонадом, рядом околачиваются бродячие псы. Многие игрушки имеют историческую ценность, например уменьшенные копии европейских вокзалов и мостов, которые были разрушены в Первую и Вторую мировые войны. "Когда ко мне заходят мои друзья, они смотрят на мои поезда и на меня как на сумасшедшего,— говорит Джерри Грин.— Но для меня они — произведения искусства".
Мистер Грин, безусловно, представляет собой образец психологического типа "настоящего коллекционера" — он одержим собирательством, является главным экспертом-знатоком в своей области и бесконечно наслаждается процессом. Именно поэтому он и решил продать коллекцию: "Я собрал все, что можно. Главное удовольствие заключается в поиске. Я хочу продать их и иметь пустой подвал. После этого я начну коллекционировать что-нибудь еще".
Самая лучшая и ценная часть "коллекции Джерни" — это игрушки немецкой фирмы Marklin 2-й половины XIX — начала XX века. Например, в ней представлены все уменьшенные копии железнодорожных станций, сделанные Marklin. Эта фирма была основана в Германии в 1859 году и начинала с кукольных домиков. Но с 1880-х (и по сей день) основной продукцией стали железные дороги. Особенность игрушек этой фирмы (которые были вначале заводными, а потом электрическими) в том, что уже в 1890-е годы размер железнодорожной колеи был стандартизирован. Это значит, что модель железной дороги можно было все время достраивать, присоединяя к ней новые части и пуская новые поезда.
По мнению специалистов, заявленные в качестве предварительной оценки $10 млн — совсем не максимальная сумма, коллекция может стоить и $40 млн, и $50 млн. Не исключено, что для ее приобретения могут объединиться несколько ведущих в этой области дилеров — чтобы потом постепенно распродавать собрание. А интерес к старинным игрушкам "для мальчиков" — поездам, машинкам и корабликам — в мире есть. Совсем недавно, в декабре 2010 года, Sotheby's проводил распродажу остатков коллекции Малькольма Форбса. Аукцион игрушечных корабликов и солдатиков принес в целом $2,4 млн. Правда, это было несколько меньше ожидаемой суммы — несколько самых дорогих корабликов, оцененных в $200-300 тыс., остались непроданными. Видимо, не нашелся на них одержимый собиратель, подобный Джерри Грину.