Консервативно-розыскные мероприятия
"Русский" Лондон по-прежнему — пик антикварного сезона для коллекционеров, русских и русского происхождения. Число последних неизменно увеличивается, но все большая их часть перерастает русское искусство и покупает импрессионистов, модернистов и ювелирное искусство. Магия имен Шишкина, Коровина, Айвазовского и Кончаловского не совсем потеряла власть над ними, но поблекла. С другой стороны, редко оцененные свыше £1 млн работы русских "первых имен" неизмеримо дешевле "первых имен" западных, и затраты на них вполне можно включить в раздел каких-нибудь текущих расходов вроде покупки особняка в Лондоне (совсем недавно Christie's Real Estate продали один такой, окнами в Риджент-парк, русскому предпринимателю) или хорошего автомобиля.
Русский рынок не умер в кризис, сейчас вроде бы наверстал прежние объемы, и будущее его в целом довольно лучезарно. Но в частностях его ждет неизбежная драматическая переоценка ценностей. Лет через десять среди потенциальных русских покупателей почти не останется тех, что учились по "Родной речи" и впитали табель о рангах русских художников вместе с перечнем картинок в конце учебника. Тут не Америка, где каждый гражданин и 20 лет назад, и через 20 лет будет твердо знать, что Уорхол — это наше все. Пожалуй, первым падет Шишкин, и Левитан вместе с ним. Коровин, наверное, удержится — из-за близости к французским импрессионистам и декоративности работ. Звезда Кончаловского взошла недавно и легко может померкнуть; он всего лишь сезаннист с соцреалистическими осложнениями, и его место в топ-списке не вечно. Айвазовский спасется — центр любви к нему может просто переместиться на Ближний Восток. Удобрения перестройки и гласности вырастили цветок увлечения нонконформистами — который увял, стоило играм в оппозицию выйти из моды. Аукционные дома все это понимают — и каждый из них старается первым нащупать в русском искусстве конца XIX — второй половины ХХ века новую золотую жилу. Пока что в каталогах предстоящих русских торгов сочетаются "классики" (как вышеперечисленные), художники, поднявшиеся в топ недавно (как Владимир Яковлев), и малоизвестные представители известных направлений, готовые потеснить своих уже прославленных коллег.
Это все относится к живописи; в декоративно-прикладном искусстве все проще: Фаберже живее всех живых, да и вообще любая качественно сделанная вещь из драгоценных материалов, да еще и принадлежавшая кому поизвестнее, обречена на успех.
Christie's начинает. 29 ноября в два приема аукционный дом продаст около 500 произведений живописи и прикладного искусства. Во главе коллекции — четыре картины Петра Кончаловского. Две из них — ранний "Версаль. Аллея" (£0,8-1,2 млн) и поздний "Натюрморт. Апельсины и редиска. Кисловодск" (£350-450 тыс.) — были на выставке "Неизвестный Кончаловский" в Москве, то есть происходят из собрания российских наследников художника. Картина "Версаль. Аллея" написана в 1908 году, во время увлечения молодого художника Ван Гогом. "Садик под Римом. Персики в цвету" создана еще раньше, в 1904 году, в период увлечения импрессионизмом (£200-300 тыс.). Натюрморт "Апельсины и редиска" 1934 года — колористический кунштюк, сопоставляющий теплые оттенки оранжевого и холодные фиолетового; типологически его можно отнести к фламандской традиции натюрморта. Интерпретация голландской традиции — в натюрморте Кончаловского с табачными листьями и трубками, написанном в охристой гамме (1931 год, £100-200 тыс.).
Два солидных полотна Константина Коровина — "Девушка в белом, сидящая в саду" (1915 год, £0,8-1,2 млн) и "В студии художника" (£300-500 тыс.) — происходят из собрания парижского знатока русского искусства Семена Белица, которого знавал Илья Зильберштейн. Оценка полотна Александра Яковлева "Ауа, женщина племени банда" в £750-950 тыс.— это следствие выросшего в последние два года увлечения этим художником (и в целом стилем ар-деко), которое, в свою очередь, заставило владельцев его полотен подумать об их своевременной продаже. В итоге на арт-рынке оказалось сразу несколько самых лучших работ — в частности, написанных по следам путешествия в Африку. К тому же разделу настоящего европейского модернизма относится и полотно Бориса Григорьева "Парусная шлюпка на фоне кубистического пейзажа" (1920-е годы, £250-350 тыс.) — пейзаж в меру драматичен, а лежащая на мелководье лодка напоминает гномон солнечных часов, указывающий время заката.
В состав аукциона живописи внедрены предметы мебели и мелкая пластика, сделанные в начале ХХ века в мастерских Талашкино и Абрамцево, а также парижской мастерской княгини Тенишевой. Все вместе они могут составить отличную экспозицию на тему интерпретации народных традиций профессиональными художниками. Бронзовые подсвечники, к которым приложила руку княгиня Тенишева, оценены в £120-150 тыс. На аукционе декоративно-прикладного искусства Christie's — джентльменский набор из изделий фирмы Фаберже и дворцовых ваз Императорского фарфорового завода.
Аукционы Sotheby's пройдут 30 ноября и 1 декабря. Коллекция живописи получилась тут менее впечатляющей, чем обычно, видимо, шедевров не хватило и на уже прошедшие торги в Нью-Йорке, и на предстоящие в Лондоне. С большим отрывом лидирует полотно Александра Яковлева все из той же серии, написанной по итогам африканского путешествия Алжир—Мадагаскар. Картина напоминает кадр из фильма — драматический сюжет, динамичная композиция. Это "Танец кули-кута", который имитирует жертвоприношение: жрица точит свои ножи перед тем, как принести девственниц в жертву богу грома и молний (£0,8-1 млн). Кисти Александра Яковлева также принадлежит графический портрет японского актера театра кабуки Усаемона, написанный в 1918-1919 годах (£80-120 тыс.).
Еще один лидер торгов — картина "Перед праздником, Санта-Мария делла Салюте, Венеция" Алексея Боголюбова, наверное, одна из лучших у художника (£400-600 тыс.). На полотне мастерски соединены разные источники света — закатное солнце, бросающее последние лучи на лагуну, фонарики на кораблях, лампады часовни. В XIX веке картина принадлежала королеве Дании, потом перешла британской королеве Марии, которая подарила ее нынешнему владельцу.
Среди других заметных произведений — "Осенний пейзаж" Исаака Бродского (£100-150 тыс.), покрытый суховатой вязью веток, и "Дельфиниумы" Игоря Грабаря, в цветках которых сосредоточилась вся лазурь, нашедшаяся на палитре художника (£150-200 тыс.).
Русский аукцион Bonhams (1 декабря) выделяется несколькими произведениями. В разделе "классики" это "Царь Соломон", чертами лица изрядно напоминающий Николая Рериха, написанный Святославом Рерихом в 1923 году; на обратной стороне картины — сцена соколиной охоты в духе итальянского художника XV века Беноццо Гоццоли. Работа, написанная темперой на доске, оценена в £300-400 тыс. Среди произведений современных художников — беспредметный "Пейзаж" Эрика Булатова, относящийся к его циклу "поверхностей" (1964 год, £55-75 тыс.). Картина принадлежала писательнице и художнице Ольге Андреевой-Карлайл, некогда пытавшейся издать книги Солженицына за рубежом. В разделе прикладного искусства Bonhams может гордиться двумя предметами. Столик, сделанный на Петергофской камнерезной фабрике, принадлежал Великой княгине Марии Александровне. Столешница его украшена рельефной мозаикой с изображением пышного букета цветов (1842 год, £150-200 тыс.). Подарочное писчее перо, усыпанное жемчугом и изумрудами, было преподнесено в 1867 году государственному канцлеру князю Александру Горчакову, которого современники называли "звездой русской дипломатии". Перо сделано в мастерской "придворного фабриканта" Сазикова (£80-100 тыс.).
Аукционный дом MacDougall's собрал самую большую коллекцию из всех участников "русской недели" в Лондоне, одной живописи более 500 лотов; и суммарные эстимейты выше всего. Полотна, оцененные свыше £500 тыс., составляют целый список: тут "Маленький ковбой" Николая Фешина (£500-700 тыс.), "Лунная ночь на Днепре" Ивана Айвазовского (£500-700 тыс.) и его же "Венецианская лагуна ночью" (£0,8-1,2 млн), "Вид на острове Валаам. Кукко" молодого Ивана Шишкина (£0,9-1,2 млн), "Натюрморт с клевером" Роберта Фалька бубнововалетского периода (£600-900 тыс.) и его же "Карусель. Бретань" 1934-1935 годов, почти футуристическая (£450-500 тыс.), "Купальщицы" Петра Кончаловского (£500-700 тыс.).
Полотно Ильи Репина "Возвращение в отчий дом" (1876-1877 годы, £0,75-1,2 млн) тянет на искусствоведческое открытие: художник изобразил себя со своею молодой женой после возвращения в родной Чугуев из Парижа; эта картина раньше была известна только по упоминаниям в литературе. На открытие (как минимум для арт-рынка) может претендовать и картина "Пляска" малоизвестного авангардиста, участника объединений "Бубновый валет" и "Ослиный хвост" Алексея Моргунова, написанная в 1910-1911 годах. Полотно оценено в £250-300 тыс. (при том что раньше работы этого художника на аукционах дороже £5 тыс. не продавались).
MacDougall's уже второй раз будет проводить специальный аукцион графики (1 декабря), каталог которого изобилует отличными рисунками, гуашами и акварелями. Чего здесь только нет — "Нубиец с кальяном" любимого художника Александра II Михаила Зичи (£40-60 тыс.), эскиз обложки для журнала "Петроград", сделанный Борисом Кустодиевым (£25-30 тыс.), эксперименты с цветом в акварелях учениц Михаила Матюшина, сестер Марии и Ксении Эндер (£25-30 тыс.). Рисунок тушью "Лыжница" Николая Дормидонтова, председателя ленинградского отделения АХРРа (Ассоциация художников революционной России) — это эскиз к хранящейся в ГТГ картине маслом; монохромный и мастерски сделанный, он кажется чуть ли не внушительнее картины (£20-25 тыс.). Сделанный как чистая "халтура" акварельный эскиз плаката для стрелкового общества "Динамо" показывает виртуозное владение техникой акварели Владимиром Лебедевым, прославленным автором лирических обнаженных (£18-25 тыс.).