Старина как товар
Наследие древних становится выгодным предметом торговли
За свою многовековую историю Русская земля успела дать приют великому множеству народностей и традиций, каждая из которых внесла свой вклад в культурное богатство нашей страны. Между тем сегодня наследие древних становится выгодным предметом торговли. Бесценные предметы старины всё чаще покидают пределы России контрабандно, в обход всех существующих законов, чтобы осесть в собраниях зарубежных «ценителей прекрасного».
Федеральный закон определяет это явление как «перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу РФ культурных ценностей, находящихся на территории РФ, без обязательства их обратного ввоза». При этом законодательство запрещает транспортировку за пределы России предметов, представляющих историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесённых к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ независимо от времени их создания, а также культурных ценностей, созданных более 100 лет назад.
А кому легче всего получить доступ к предметам истории, представляющим собой не только культурную, но и вполне материальную, конвертируемую ценность? Разумеется, тем, кто по долгу службы должен охранять и защищать историческое наследие – сотрудникам разнообразных музеев, фондов, библиотек и архивов. Ну или тем, кто, прикрываясь благими меценатскими побуждениями, получает зелёный свет для входа в «святая святых» – музейные хранилища.
Нередко старинные реликвии становятся объектом поругания не только для тех, кто их хранит, но и для тех, кто их находит. Практически вся западная археология сегодня держится на получении грантов от разнообразных культурных фондов. Как известно, отечественная наука испытывает нехватку источников финансирования, и материальная помощь со стороны западных коллег иногда бывает не лишней. Увы, сотрудничество иногда влечёт за собой не только заключение официальных соглашений. При всём уважении к труду честных археологов – бойцов от науки – даже в их рядах иногда попадаются «оборотни». Такие деятели и входят в теневые цепочки распродажи культурного наследия.
Существует целая система перекупки ценных предметов. Ловкие дельцы «от культуры» получают сверхприбыли, заключая сделки с незадачливыми хранителями ценностей, которые выносить-то выносят, но сами выгодно пристроить свою добычу на чёрном рынке не могут. Далее схема проста: предметы, имеющие культурную ценность, не измеряемую никакими деньгами, в обход таможенных правил переправляются за рубеж и там пропадают. Чаще всего они, будучи проданы с рук или на аукционах, оседают в собраниях частных коллекционеров. Таким образом, старинная икона или бесценная картина могут десятилетиями пылиться на полке в имении почтенного лорда или солидного мафиози вместо того, чтобы встречать верующих в церкви или вызывать восторги тысяч посетителей в музее.
При этом бесценные вещи зачастую перевозятся в условиях, которые было бы слишком мягко назвать даже варварскими. В Санкт-Петербурге ещё памятен случай, когда оперативникам удалось спасти от контрабандного вывоза за границу более 250 старинных икон – те были упакованы в ящики и спрятаны злоумышленниками в тайнике под одним из вагонов поезда, уходившего с Витебского вокзала в Прибалтику.
В ходе дальнейших оперативно-розыскных мероприятий были задержаны предполагаемые организаторы контрабанды, а в результате обысков на квартирах найдены ещё около 200 подготовленных к вывозу икон. Наиболее крупные произведения злоумышленники распилили на несколько частей, чтобы их было удобнее прятать в тайники.
В итоге питерскими правоохранителями по подозрению в организации контрабанды был арестован бывший офицер, последние годы активно занимающийся «иконным» бизнесом. Случай с задержанием питерского контрабандиста – по большому счёту, редкость. Чаще всего перекупщики исторических предметов и организаторы перевозок просто «растворяются в воздухе», ловко скрываясь от правосудия всеми доступными методами: переезжая с места на место, прикрываясь подставными лицами, используя связи в высоких кругах, а порой – и прикрываясь депутатскими мандатами. Не секрет, что среди «слуг народа» немало ценителей старины, выступающих по обе стороны сделки: в качестве не только покупателей, но и продавцов.
Пока все эти процессы захватывают в основном столицы. Где сконцентрированы основные финансовые потоки – там и выше интерес к предметам искусства. Однако эти самые предметы нужно где-то брать. И здесь под угрозу попадают места, по счастливому стечению исторических обстоятельств, располагающие наибольшим количеством культурных объектов, доставшихся в наследство от древних. Ростовская область – бесспорно, одна из таких «горячих» точек на картах ценителей старины, и случаи выявления «культурной» контрабанды попадаются в милицейских сводках всё чаще.
Например, в прошлом году таможенники ростовского аэропорта пресекли сразу несколько попыток незаконного перемещения культурных ценностей через границу России. В ходе таможенного оформления и контроля пассажиров международного авиарейса Ростов-на-Дону – Франкфурт у гражданки России, проживающей в США, было обнаружено шесть медалей, орден Великой Отечественной войны и металлический знак в виде пятиконечной звезды с текстом «Фронтовик 1941–1945». Наследие Великой Отечественной – тоже ценный товар на чёрном рынке.
А двумя днями позже гражданка России, вылетавшая в Турцию рейсом Ростов-на-Дону – Стамбул, пыталась провезти в багаже иконы Образ Богоматери Казанской и Образ Господа Вседержителя. Однако таможенники с помощью рентгенаппарата вовремя обнаружили их.
Сегодня Донской край привлекает всё большее количество охотников за стариной. По самым скромным оценкам специалистов, люди пришли на эту землю не менее 3 тыс. лет назад. Но и это ещё не всё. В последние несколько лет историки всерьёз задумываются о том, что наша земля может хранить в себе свидетельства жизни цивилизаций гораздо более древних, чем даже эллины и скифы. Знаменитый на весь мир исследователь и путешественник Тур Хейердал в конце своей жизни специально приехал в Азов для того, чтобы искать здесь следы предков самих викингов. Главной целью одного из последних походов капитана «Кон-Тики» был поиск исторического города Асгард. Согласно древнескандинавским источникам этот город богов располагался где-то в Причерноморье. Созвучие названий Асгарда и Азова издавна наталкивало романтически настроенных исследователей на поиски прародины скандинавских народов именно на Донской земле.
И в этих же краях, возможно, хранящих тайны древних, вовсю разворачивается амбициозный проект – строительство игорной зоны «Азов-Сити». Проект, безусловно, востребованный и очень нужный для Ростовской области. Археологические исследования земельных участков в игорной зоне «Азов-Сити» со стороны Ростовской области, которые провела «Южархеология», не выявили препятствий для ведения строительства. Здесь проектируется закладка платной автодороги, аэродрома для малой авиации, веток водопровода и газопровода, ЛЭП, ну и, конечно, множества увеселительных объектов. Но что в таком случае останется от драгоценной в буквальном смысле земли? Куда денутся предметы истории, если их удастся обнаружить на месте глобальной стройки? Будут ли официально заявлены находки, которые возможны на территории «Азов-Сити», или они по-тихому перекочуют в западные коллекции? Территория-то выделена огромная, и, пробив несколько шурфов, невозможно установить, действительно ли под землёй ничего нет, ведь самые значимые мировые находки были сделаны именно там, где, казалось бы, всё десятки раз проверено и просвечено. И каковы в таком случае цели донских организаций, имеющих в названии гордое «арх-» и выступающих якобы за сохранность исторических ценностей, а потом вдруг быстро меняющих свою позицию? Сначала же археологи заявляли о необходимости тщательного исследования территории «Азов-Сити», поскольку на ней находятся около 20 курганов и могут быть обнаружены следы древних поселений. По данным археологов территория очень перспективна для находок. Если бы они были обнаружены, это «наложило бы обременение на территорию». Нет ли здесь коррупционной составляющей, а паче преступной? Строителям же и застройщикам ведь и подавно всё равно в принципе, что они там откопали. Всё зальётся бетоном – и здравствуйте приехали. Никто уже ничего не увидит и не докажет.
Словом, сегодня Ростовская область привлекает и будет привлекать к себе интерес многочисленных спекулянтов культурными ценностями. И пока волна похищений и контрабанды предметов старины не захлестнула всю территорию региона, и правоохранителям, и власть имущим стоит предпринять все меры для того, чтобы не дать бойким «бизнесменам» разворовать всё то, что досталось нам в наследство от древних.