Премьер спустился под землю

Премьер спустился под землю

27.07.2010
Новости

Важнейшие проблемы археологической науки в нашей стране и истории государства российского обсуждались в Великом Новгороде во время рабочего визита премьер-министра Владимира Путина.
Впору, когда в 26 регионах страны из-за аномальной жары объявлен режим ЧС, когда то в одном, то в другом субъекте полыхают пожары, премьер нашел время для обсуждения проблем археологии. Сделал он это в Великом Новгороде, позиционирующем себя в качестве «родины России» и бережно хранящем увековеченные в бронзе шесть важнейших эпох, отраженных в форме вечевого колокола — памятнике «Тысячелетие России». Понятно, что визит Владимира Путина связан с грядущей исторической вехой — 1150−летием российской государственности, которое будет отмечаться в выборном 2012 году, в том числе и в старинном городе на Волхове. Дефицит времени сподвиг премьера на трех мощных вертолетах «десантироваться» со свитой на Софийской площади — главной площади Великого Новгорода, ничего подобного прежде не видевшей.
Диалог археологов с премьер-министром России проходил в Грановитой (Владычной) палате Новгородского кремля, месте символичном в истории государства: здесь в январе 1478 года царь Иван III, жестоко расправившийся с вольнолюбивыми новгородцами и разрушивший первую русскую вечевую республику, огласил указ о присоединении новгородских земель к Московскому государству. Собственно, именно этот правитель мечом и огнем положил основу государству российскому. Общение с археологами велось в традиционном для премьера режиме видеоконференции. На видеосвязь выходили ученые, работающие на раскопках цитадели Нарын-кала в Дагестане, Тартас-1 в Новосибирской области, древнерусском селище в Суздальском Ополье в Ивановской области, с Фанагории на Таманском полуострове и из Каповой пещеры в Башкирии. «Когда удается побывать на раскопках, то именно здесь испытываешь ощущение огромности нашего государства, глубины исторического наследия. И это захватывает», — поделился своими впечатлениями в начале разговора премьер.
Почти все собеседники Путина озвучили одну общую проблему — отсутствие должного статуса у ценнейших археологических объектов, а значит, их абсолютную незащищенность как от действий хозяйствующих субъектов, так и просто от разрушения. Так скромно и издалека археологи повели разговор о финансировании отрасли. Ведь за статусом государственного заповедника стоит совершенно иное финансирование. Владимир Путин напомнил: «С 2008 по 2012 годы государство вложит в археологию 2,2 млрд рублей. И в этом году ряд археологических экспедиций получат около 450 млн рублей. Но я понимаю, денег всегда не хватает». Путин пообещал дать соответствующие поручения Министерству культуры и РАН проработать вопрос придания Дагестанскому, Таманскому и Башкирскому археологическим раскопам особого статуса. И в этой связи премьер заговорил о том, что археология пока — как дитя у семи нянек — финансируется из разных источников, но конкретно никем не курируется, что и создает системные проблемы.
После разговора с археологами, работающими в Башкирии (там работают московские ученые и студенты), Путин пообещал «сытную» жизнь студентам, традиционно проводящим лето на раскопах. Руководитель экспедиции не постеснялся пожаловаться премьеру, что ему нечем кормить ребят и что они держатся практически на подножном корму. Так что теперь студенты-археологи будут получать дополнительные субсидии. Этим двум давним проблемам нашли решение в Великом Новгороде.
Тема богатейшей новгородской археологии для Владимира Путина отнюдь не нова. Так же в июле в 2004 году, будучи еще президентом России, Путин «взял урок» у академика Валентина Лаврентьевича Янина, бессменного руководителя новгородской археологической экспедиции и фанатичного поклонника берестяных грамот. Побывал он тогда и на Троицком раскопе, где услышал от археологов историю о том, что одна из найденных здесь берестяных грамот сообщала о судебном разбирательстве и его причине. А через шесть лет другая береста, обнаруженная здесь же, рассказала, чем это судебное разбирательство завершилось. Пример отложился в памяти Путина, и он, общаясь с археологами, работающими в других регионах России, вспомнил о нем. Правда, лето 2004 года было уныло дождливым, и президент, своими глазами увидев, каково приходится археологам и их вечным помощникам — студентам и школьникам, в непогоду работающим в раскопе, решил облегчить им жизнь и подарить защитный навес. Подарок, вспоминают археологи, они действительно получили, да вот «ко двору» он так и не пришелся — не попал в размер и потому просто мешал работать, его так ни разу и не использовали.
Нынче в преобразившемся после 1150−летия Новгородском кремле премьеру вновь показали памятник «Тысячелетие России», а затем — место раскопок Каликиных палат, представляющих собой старейшее каменное гражданское сооружение XIV века. Тогда это была резиденция новгородского архиепископа Василия Калики — известного просветителя и благотворителя. И тут новгородские археологи, за целый день больше не говорившие о деньгах, сказали премьеру, что им не хватает средств для «музеефикации палат». Сумма по премьерским меркам оказалась небольшая — 5 млн рублей. Владимир Путин пообещал найти эти деньги для Великого Новгорода.
Все другие просьбы новгородских ученых и археологов к премьеру имели не региональный, а государственный масштаб. В частности, Путина попросили ускорить процесс ратификации Европейской археологической конвенции. По мнению новгородского ученого Сергея Трояновского, подписание Россией этого документа поможет разрешить две острейшие проблемы: даст возможность археологам провести свои исследования прежде, чем на культурном слое начнут работы хозяйствующие субъекты, и поставит заслон «черным археологам», которые сегодня свободно продают музеям ценнейшие артефакты. Валентина Янина очень беспокоит, что археология как таковая бесследно исчезла из Болонской системы образования, внедряемой в нашей стране. Путин пообещал и с этим вопросом, как и с «привязкой» археологической науки к конкретному ведомству, тоже разобраться.
Ожидая визита премьер-министра, региональные власти очень рассчитывали на державную поддержку в создании туристического комплекса Рюрикова городища, недавно ставшего самостоятельным туристическим маршрутом, но нуждающегося в солидных инвестиционных вливаниях. Объект основательно готовили к показу Путину. Об уровне этой подготовки можно судить по тому, что здесь, в заросшем кустарниками месте, за несколько дней соорудили вертолетную площадку и навели лоск вокруг заброшенной территории. На «покорение» окрестностей Рюрикова городища были брошены огромные силы и, конечно, средства. Но Путин, как известно, предпочел приземлиться на Софийской площади. Тем не менее из хорошо информированных источников стало известно, что региональная власть смогла передать премьеру несколько «челобитных», в том числе и по Рюрикову городищу. Теперь остается ждать и надеяться, что просьбы не обойдут вниманием.

Ольга Колотнеча