Караваджо вернут Януковичу

Караваджо вернут Януковичу

23.07.2010
Статьи и обзоры

Как нашли Караваджо. Офицер милиции, внедренный в криминальную группировку, был на грани провала.
Скоро исполнится месяц, как раскрыто самое, пожалуй, резонансное ограбление последних лет — в Германии найдена украденная в 2008 году из Одесского музея Западного и Восточного искусства работа итальянского художника Микеланджело да Караваджо «Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды». О находке сообщил глава МВД Анатолий Могилев — полотно было обнаружено в Берлине у трех граждан Украины, задержанных немецкой полицией. Министр был скуп на детали, сообщив лишь, что в ближайшее время Генпрокуратура направит запрос об экстрадиции из Германии и злоумышленников, и картины. Потом, по словам министра, пропажу вернут на свое законное место, ну а преступникам, посягнувшим на нее, воздадут по заслугам. Вся остальная информация, касающаяся этой криминальной истории, журналистам пока не сообщается — дескать, не навредить бы следствию. Но «Сегодня», при помощи бывших и действующих милицейских сыщиков, удалось выяснить весьма интересные подробности спецоперации по розыску картины. Также мы узнали, что обсуждается возможность торжественно вручить полотно Караваджо лично президенту Украины Виктору Януковичу во время его августовского визита в Германию.

КРАЖА ВЕКА
Работа кисти Караваджо была похищена в ночь на 31 июля 2008 года путем взлома окна на втором этаже здания. Сигнализация в музее была, но почему-то не сработала, что наводило на мысль о возможной причастности к преступлению кого-то из персонала либо охраны. Похитители вырезали картину из рамы и незамеченными покинули зал. С учетом объявленной стоимости пропажи (около $100 млн), ЧП назвали крупнейшим хищением последних лет в Украине. Впрочем, еще тогда говорили, что эта сумма весьма завышена, поскольку речь могла идти о копии, сделанной рукой Караваджо, или талантливо выполненной кем-то из его учеников.
Как бы то ни было, по факту кражи милиция возбудила уголовное дело. Но следствие так и не вышло на конкретных исполнителей и подозреваемых. К этому времени в структуре МВД была предпринята вторая попытка создать Управление специальных операций (УСО) — самостоятельное подразделение особого назначения, предназначенное для раскрытия наиболее резонансных, общественно значимых преступлений, связанных с торговлей людьми, наркотрафиком, незаконной торговлей антиквариатом, других важных задач. Первая попытка организовать подобную структуру в 2006 году окончилась неудачей.
— Когда выкрали картину Караваджо, — рассказывает экс-глава МВД Юрий Луценко, — Департамент уголовного розыска перешерстил все бандитские группировки, специализировавшиеся на хищениях антиквариата. Сыщикам Киевской области удалось выйти на след очень серьезной группы, занимавшейся кражами предметов искусства. Но едва начав ее разрабатывать, оперативники столкнулись с мощным противодействием. Оказалось, члены этого криминального сообщества имели разветвленные международные связи, на его счету были другие преступления, в том числе в Бориспольском аэропорту. Располагали и собственными информаторами в органах государственной власти, предупреждавшими о наших планах. Стало понятно: областным сыскарям такой уровень просто не по зубам — обломают. И следствие по делу поручили УСО.
Работа этого управления отличалась строгой конспирацией. Луценко говорит, что людей туда подбирали после тщательных проверок, дабы предотвратить любую утечку, а о характере задач знал лишь узкий круг лиц. Отрабатывая кражу полотна Караваджо, руководители УСО предложили внедрить в группу своего спецагента, так называемого офицера прикрытия, который бы, войдя в доверие как опытный любитель старины, собиратель раритетов, помог изобличить причастных к преступлению лиц и в итоге найти пропажу.
— Как вкратце сообщала «Сегодня», — говорит один из организаторов оперативной игры В., — перед внедрением наш коллега прошел углубленную подготовку по специальной программе в СБУ, Службе внешней разведки, ГУР Минобороны, а также в кругах опытных искусствоведов и антикваров. Это было сделано для того, чтобы у его окружения сложилось впечатление о нем как об авторитетном ценителе старины, разбирающемся во всех тонкостях живописи, умеющем отличать подлинники от копий и подделок, имеющем широкие связи в среде творческой интеллигенции, среди богемы. Это заняло определенное время, зато дало потрясающий результат.
Параллельно управление работало с аналогичными подразделениями в Чехии, Германии, Венгрии, Франции, других европейских странах, а также взаимодействовало с правоохранителями США. Это была очень интересная, тонкая работа, детали которой, по словам аналитиков, могли бы войти в классику спецопераций ведущих полицейских и разведслужб мира.
Одним из самых ответственных этапов было не столько внедрение милицейского агента в группировку, сколько его адаптация, умение вызвать доверие к себе и показать, что он действительно много знает, много может, интересуется произведениями искусства и не прочь приобрести новые работы, не особо обращая внимание на их криминальное прошлое.
— В минувшем году в Киеве проходил крупный салон антиквариата, где основной наш агент выступал в роли влиятельного участника, — продолжает В. — Для еще большей достоверности мы снабдили его иномаркой представительского класса, дорогим мобильным телефоном — должен же авторитетный коллекционер выглядеть подобающим образом.
Наряду с благоприобретенными знаниями, внешний антураж действительно произвел эффект на людей из криминальных структур, подвизавшихся на антиквариате. Наш товарищ водил их по салону, очень грамотно, профессионально оценивал выставленные работы, высказывал свои соображения. Это был высший пилотаж, ювелирная работа. Конечно, мы его подстраховывали, но главная нагрузка лежала на нем. Ведь именно он должен был «выстрелить» в нужный момент, поскольку в лице нашего «коллекционера» должны были увидеть потенциального покупателя Караваджо...

МЕЖДУ ЖИЗНЬЮ И СМЕРТЬЮ
Но здесь едва не произошел провал всей спецоперации и его главного действующего лица, чья жизнь была, что называется, на волоске.
— Коррумпированные связи преступной группировки в госструктурах и, к сожалению, правоохранительных органах, — признает Юрий Луценко, — сообщили ее лидерам, что «пробили» номера иномарки и мобилки нашего офицера, и те показались им подозрительными. Эти сведения не указывали прямо на МВД, другие силовые структуры, но вызвали определенную настороженность... Выводить офицера из игры — означало бы похоронить всю операцию. Поэтому мы подтянули ряд других агентов, в том числе с использованием наших контактов в полиции и спецслужбах ряда европейских стран...
Некоторое время, пока основного агента представители криминалитета негласно продолжали проверять на лояльность (за ним было установлено наружное наблюдение, и телефоны его также прослушивались), он несколько снизил активность, однако из оперативной игры не вышел. Уловка сработала — удостоверившись, что ничего двусмысленного за антикваром не замечено, преступники решили, что наступило время действовать, и предложили ему картину Караваджо...
Точкой «смотрин» и торгов избрали Берлин — там, по мнению продавцов, было безопаснее. Через какую «дыру» в границе полотно ушло в Германию, сыщики не признаются. Но по одной из версий, это был контролируемый «проход». Продавцов начали «пасти» еще в Украине (и даже оказывали содействие в открытии шенгенских виз). А при пересечении кордона сотрудники УСО предупредили пограничников и таможенников, чтобы те «не заметили» холст в багаже и дали ему «зеленый свет». В свою очередь по каналам Интерпола оповестили и сотрудников Криминальной полиции Германии BKA, которые «не заметили» прибытия полотна в Берлин. На вопрос, почему преступников не задержали прямо в Украине (если их личности уже были установлены и передвижение контролировались), оперативник сказал, что ставилась цель не только поймать преступников, но также отследить всю международную цепочку «черных антикваров» — от исполнителей преступления до «мозгового центра» и заказчика.
Пребывание в Берлине троих граждан Украины и немца, посвященного в их планы и оказывавшего им содействие, плотно контролировали представители BKA и ее спецподразделения GSG 9 — они действовали с оперативниками УСО. План задержания, захват, другие детали заключительной фазы операции были скрупулезно, до мелочей продуманы. Как и каждый шаг офицера прикрытия, выступавшего в роли реального покупателя...
— Некоторые издания написали о задержании и продавцов картины Караваджо, и их клиента, «клюнувшего» на Караваджо, — замечает В. — Но клиент и есть наш сотрудник, блестяще справившийся с поставленной задачей...
На вопрос, не угрожает ли этому сотруднику разоблачение и месть со стороны других участников группировки, В. заверил, что коллега в безопасности:
— Мы настолько тщательно подбирали людей в состав своего подразделения, — говорит офицер, — что сомневаться ни в ком не приходится. Я исключаю возможность прямого предательства в нашей среде, а без такого предательства расшифровать и расправиться с нашим агентом невозможно. Сейчас, по прошествии нескольких месяцев упорной работы, чувствуешь огромное удовлетворение от сделанного и понимаешь, что это все-таки коллективная работа — аналитиков, экспертов, сыщиков...
Бывший замминистра внутренних дел — начальник криминальной милиции МВД Украины Владимир Евдокимов, участвовавший в разработке этой спецопераций, краток:
— Привлеченные к розыску картины Караваджо люди, от рядовых сотрудников уголовного розыска до руководителей УСО, заслуживают самой высокой оценки. Думаю, их работа должна быть по достоинству отмечена наградами. После приговора суда можно будет обстоятельно рассказать о ключевых моментах операции. А сейчас еще рановато: и картина не возвращена в Украину, и задержанные.
Сведения, что в рамках этой операции, кроме четверых фигурантов в Берлине, задержано еще и 26 участников группировки в Украине, ни Евдокимов, ни его бывшие и нынешние коллеги в интересах следствия не комментируют.
Кстати говоря, руководитель УСО Борис Индыченко из органов увольняется. «Решение об уходе мною принято, осталось оформить его де-юре, — сказал он нам. — Управление ликвидировано. Будет ли вместо него другая структура, мне неизвестно». Факт ликвидации УСО подтвердил и директор Департамента по связям с общественностью МВД Дмитрий Андреев. «Это сделано в рамках реформирования министерства и сокращения численности личного состава на 20%».

ОТ НЕДЕЛЬ ДО МЕСЯЦЕВ
В Генпрокуратуре «Сегодня» сообщили, что запрос немецким правоохранительным органам об экстрадиции злоумышленников и возвращении картины уже направлен. «Он находится на рассмотрении немецких властей, — говорят в ГПУ. — Этот процесс может занять от нескольких недель до нескольких месяцев. Немцы народ педантичный, и пока не будут рассмотрены все процедурные нюансы, вплоть до изучения и принятия решений по ходатайствам о предоставлении задержанным политического убежища, их не отдадут. Что же касается судьбы полотна, то эта тема пока не обсуждается».
От источников в МИД и НЦБ Интерпола нам стало известно, что полотно хотят передать во время визита в Германию Виктора Януковича 30 августа. Такая идея предложена на дипломатическом уровне и поддержана правоохранительными органами обеих стран. «На фоне инцидента с руководителем представительства Фонда Конрада Аденауэра в Украине Ланге, задержанного недавно в Борисполе, — делится на условиях конфиденциальности сотрудник Интерпола, — этот жест доброй воли свидетельствует, что отношения между нашими странами входят в нормальное, цивилизованное русло. Но окончательно, с включением в протокол, этот акт еще не урегулирован».

БУДЕТ РЕСТАВРАЦИЯ
Картина «Взятие Христа под стражу» неоднократно проходила искусствоведческие экспертизы, подтверждавшие принадлежность ее кисти Караваджо. Однако после задержания в Берлине искусствоведы Национальной галереи Ирландии и немецкий эксперт Роберто Контини поставили подлинность под сомнение. Если выводы подтвердятся, стоимость работы окажется гораздо ниже $100 млн. Но в Одесском музее и не скрывали, что это авторская копия самого Караваджо. Таких, по мнению экспертов, в мире 3 или даже 4. Одна из наиболее удачных — в Дублине. Ну и наша, «одесская», не худшая. Потому на стоимости, полагает дирекция музея, это не очень отразится. Куда важнее состояние картины. Преступники ее изрядно повредили, несколько раз согнув полотно, краска осыпалась, и это потребует серьезной реставрации.

МИХАИЛ КОРНИЕНКО: БЕЗ ИСТОЧНИКОВ — НИКУДА
Экс-первый замминистра внутренних дел Михаил Корниенко считает, что успешному раскрытию хищений и краж произведений искусства способствует четко налаженная агентурно-оперативная работа милиции.
— Если надежные источники информации у сыщиков есть не только среди антикваров, но и в криминальных кругах, это большой плюс, — убежден Михаил Васильевич. — Мне приходилось расследовать подобные преступления в Донецке, Крыму, Киеве, Львове, и такие контакты всегда помогали раскрывать самые сложные, хорошо организованные кражи из музеев, картинных галерей, частных коллекций.

АНАТОЛИЙ МОГИЛЕВ: «ПОЦЕЛУЙ ИУДЫ» ПОХИЩАЛИ НЕ ПОД ЗАКАЗ
Глава МВД Анатолий Могилев заявлял, что задержанная в Берлине группа и ее соучастники занимались преступной деятельностью несколько лет.
— Эта деятельность задокументирована, доказана причастность к свыше 20 других эпизодов квалифицированных краж по предварительным разработкам, — сказал министр. — Зная ценность картины Караваджо на мировом рынке, ее похищали не под заказ, а искали рынок сбыта. Установлен также ряд лиц, занимавшихся скупкой похищенных ценностей. Говорить о личности преступников будем после суда, который установит степень вины. Надеюсь, вернут и картину.

ЧТО ЕЩЕ ПРОПАДАЛО ИЗ МУЗЕЕВ
1997 год — ограбление Черниговского художественного музея, стоимость 10 картин европейских мастеров оценивается более чем в 3 млн. Преступление не раскрыто.
1998 год — там же украден «Портрет девушки в белом чепчике» Жана-Батиста Греза, оценена экспертами в 500 тысяч. Найдена.
2005 год — из Одесского художественного музея похищена работа Айвазовского «Морской вид» стоимостью 350 тыс. долларов. Найдена в Кировоградской области.
2006 год — более 100 картин Марии Примаченко похищено из ее усадьбы в селе Болотня на Киевщине. Большинство работ возвращено.
2007 год — «Украинский пейзаж» Ильи Репина украден из Тернопольского областного художественного музея, стоимость — 2 млн долларов. Найден.
2009 год — ограбление музея в селе Кмитов Житомирской области. Похищены 17 полотен. Найдены не все.

ФАСТОВСКИЙ ФОМА И ДРУГИЕ МАФИОЗИ
Есть ли в Украине «музейная мафия», куда входят работники учреждений культуры, охранники, выступающие наводчиками, коллекционеры и, собственно, преступники, набившие руку на кражах картин и предметов искусства?
— Думаю, что сейчас такой мафии уже нет, она была в 1990-х годах, — отвечает известный столичный антиквар Федор Зернецкий. — Многие мои знакомые пострадали от нее. Криминалитет отрабатывал чуть ли не все сделки купли-продажи антиквариата. Особо донимала банда Фомы из Фастова. Его сожительница работала на приемке в центральном антикварном магазине, немало знала... На счету банды — и зверские убийства, и разбои... В 1993-м расправились с директором одного магазина и ее дочкой. Погиб мой близкий друг-коллекционер. Ему позвонили по объявлению, назначили встречу, он приехал с деньгами... Автомобиль друга бросили на Березняках, а самого владельца так и не нашли... Группировки грызлись как пауки в банке, Фому убрали свои... Но когда взяли остатки его банды, то, конечно, далеко не во всем ее члены сознались. И милиции не выгодно «глухарями» заниматься — следователям без того работы хватало. Савлохов, Рыбка, Прыщ, другие криминальные авторитеты давно ушли в мир иной... А нынешним воротилам не до искусства — их интересуют нефть, газ, металл, финансы...

Александр Ильченко