`Задача аукционного дома заключается в том, чтобы тянуть это дело бесконечно`
АНДРЕЙ РУЖНИКОВ, партнер и эксперт фонда Aurora Fine Arts Investments, ответил на вопросы ТАТЬЯНЫ МАРКИНОЙ.
— Чем вызвано ваше решение обратиться в суд против аукционного дома Christie`s?
— Эта история тянется уже почти пять лет с того момента, как летом 2006 года наш фонд получил первую экспертизу, не подтвердившую подлинность картины Бориса Кустодиева "Одалиска". 18 декабря 2006 года я отправил главе русского департамента аукциона Christie`s Алексею Тизенгаузену официальное письмо с требованием аннулировать продажу и приложил к нему две негативные экспертизы. Никакого ответа на свое письмо я так и не получил, что вполне в стиле Тизенгаузена.
С декабря 2008 года потянулась переписка наших адвокатов с адвокатами Christie`s, в которой скопились уже сотни страниц, но дело так и не сдвинулось с места. Не удалось даже приступить к конструктивным переговорам. Адвокаты Christie`s постоянно находят разные бессмысленные предлоги и причины, затягивая и откладывая решение вопроса, тратя впустую свое время и наши деньги. Совершенно очевидно, что задача аукционного дома заключается в том, чтобы тянуть это дело бесконечно, и поэтому от нас просто отмахиваются как от назойливых мух.
— Ваш фонд располагает четырьмя отрицательными заключениями главных российских экспертов. Разве этого недостаточно, чтобы доказать, что "Одалиска" написана не Кустодиевым?
— С точки зрения разумного подхода конечно достаточно. Но в этом деле речь не идет ни о здравом смысле, ни об этике ведения бизнеса. В тяжбе об "Одалиске" речь идет о том, чтобы ни при каких обстоятельствах не признавать своих ошибок и как результат не возвращать деньги. Прочитайте в конце аукционного каталога Christie`s "Условия продажи", и в частности пункт 5 "Ограниченная гарантия". Это и есть тот пресловутый пункт, в котором описан порядок аннулирования продажи в случае установления подделки того или иного предмета искусства. Правила эти написаны таким казуистическим языком, что Макиавелли по сравнению с Christie`s просто ребенок. Тем не менее если продраться сквозь строй малопонятных словосочетаний, суть сводится к тому, что при предоставлении двух экспертных заключений, подтверждающих подделку, Christie`s обязуется рассмотреть вопрос об аннулировании продажи. Однако в вопросе с "Одалиской" пункт 5 почему-то не работает. Сначала Christie`s потребовал, чтобы экспертизы были заверены Министерством культуры РФ. Потом отклонили экспертизу Петрова потому, что он уже не работает в ГТГ, хотя от этого он не перестал быть экспертом самого высокого уровня. Потом отклонили экспертизу ВХНРЦ имени Грабаря на том основании, что это "реставрационный" центр, а не экспертный. Далее адвокат Christie`s заявил, что им необходимо получить заключение Третьяковской галереи как "самого серьезного источника знаний и информации по Кустодиеву", прекрасно зная, что к тому моменту музеям в России уже было запрещено делать коммерческую экспертизу. Однако мы обратились в Министерство культуры, и такое разрешение было получено. Но и заключение Третьяковки, такое же негативное, как и все предыдущие, Christie`s отказался принять, мотивируя тем, что мы сами относили картину в ГТГ якобы к "своему эксперту". А они могли бы отнести к "своему", хотя ГТГ имеет, конечно, только один отдел экспертизы, и все вопросы там решаются коллегиально.
— В упомянутых вами "Условиях продажи" говорится о необходимости предоставления письменных свидетельств, выданных двумя признанными экспертами в соответствующей области, взаимно приемлемых для Christie`s и для покупателя.
— Мы готовы рассмотреть любую кандидатуру, однако после предоставления экспертных заключений от трех ведущих музеев России, таких как Третьяковская галерея, Русский музей и Центр Грабаря, а также таких известных экспертов или коллекционеров, как Петр Авен и Владимир Петров, трудно представить себе, кто же еще на этой планете может высказать авторитетное и компетентное мнение по поводу работ русского художника Бориса Кустодиева. Однако уже почти два года мы пытаемся добиться от Christie`s ответа на вопрос: кто же они, эти неведомые, взаимно приемлемые эксперты? А воз и ныне там.
— Что вы ждете от суда?
— Признания картины подделкой, аннулирования сделки и возвращения нашему фонду потраченных средств. Но помимо этого я считаю важным и необходимым привлечь внимание к методам работы аукционного дома Christie`s, которые я считаю неприемлемыми и оскорбительными по отношению к клиентам. Тем более что в последние годы Christie`s настойчиво пытается установить первенство на территории России и бывших союзных республик в связи с бурным развитием рынка русского искусства.