Завершилась выставка «Русская тряпичная кукла»
Мастера по изготовлению русской тряпичной куклы Галина Хижнякова, Евгения Дудниченко и консультант выставки Елена Гуглина являются настоящими любителями своего дела и хранительницами этого народного вида искусства. На выставке посетители увидели более 50 экземпляров кукол. Здесь можно было подивиться на кукол в костюмах Тульской, Архангельской и Орловской губерний, увидеть куклу, хранящую зерно, и кукол на палочке — «Пастушка» и «Петрушка». Можно было потрогать руками кукол на полене, кукол из жгутиков, узелковых кукол, кукольных «парочек» и кукол-«перевёртышей». Куклой «Девицей-Вишенкой» восхищались все без исключения!
Многие посетители, приезжающие из нашего пушкинского района, а также из Сергиево-Посада, из г. Королёв и даже из Москвы, осматривая выставку, делились своими воспоминаниями о времени детства, рассказывали о любимых куклах, сделанных и подаренных мамой или бабушками. Людмила Николаевна Толстихина принесла показать сшитую руками подруги куклу, — образец той, которых мастерили на уроках рукоделия в одной из школ интернатов для детей-инвалидов на Урале.
Особым интересом пользовались мастер-классы, когда Галина и Евгения не только делились некоторыми секретами создания тряпичной куклы, но и рассказывали о тех авторах, которые собирали сведения по различным областям России.
Ещё в середине 20 века почти в каждой семье в деревне и в городе дети играли тряпичными куклами. И только с 1960-х годов, когда промышленные предприятия начали выпускать миллионные партии игрушек из пластмассы, традиция изготовления домашней куклы почти угасла. Однако не исчезла совсем, глубоко отложившись в народной памяти.
Зачем шили рукодельные куклы в царских хоромах, если "детские игрушки и разные детские потехи" для царевичей и царевен уже тогда, в 16-17 веках, покупали в Потешном городском ряду и в лавках у иноземцев? Ответ и на этот вопрос можно найти у знатоков русской старины: рукоделие "служило первым признаком хорошего воспитания".
Народные куклы России любознательные москвичи могли увидеть ещё в 1867 году на Всероссийской этнографической выставке. Потом она вошла в собрание московского Румянцевского музея.
В 1938 году Музей народного искусства в Москве передал в Музей игрушки прекрасную коллекцию тряпичных кукол конца 19 – начала 20 века разных губерний России. А в 1939 году Русский музей обменял Сергиевские кустарные куклы второй половины 19 – начала 20 века на традиционные резные игрушки из дерева.
В кукольной хронике, как в ярком калейдоскопе, высвечивается жизнь российской культуры, негаснущая народная память. И кто бы ни делал тряпичные куклы, кто бы о них ни писал, у каждого получится своя "лоскутная история".
Прошли десятилетия, пока тряпичная кукла утвердилась в равных правах среди других видов народных игрушек. В результате поступлений из разных источников, Художественно-педагогический музей игрушки Российской Академии Образования обладает сегодня ценной коллекцией этнографических кукол России и их принадлежностей, включающей более 700 экспонатов.
Кукольное дело преподают на уроках художественного труда и народоведения в образовательных учреждениях, изучают в кружках и студиях в музеях, центрах и домах народного, детского и юношеского творчества. Знание традиций и мастерство изготовления куклы востребованы теперь как никогда прежде.
В тексте использованы материалы из книги Галины и Марии Дайн «Русская тряпичная кукла».
О. Положий