Новая цена `Нового Рима`
В Лондоне прошли последние в сезоне большие антикварные торги — Christie's и Sotheby's продали произведения старых мастеров и художников XIX века. Поставлено полтора десятка рекордов — и главный из них на живопись культового для британцев Джозефа Тернера; его картина "Новый Рим" продана на Sotheby's за £29,7 млн. С подробностями — ТАТЬЯНА МАРКИНА.
Почти £100 млн, которые получили на своих вечерних торгах Sotheby's (£53,5 млн) и Christie's (£42,3 млн), и более десятка рекордов превысили ожидания самих аукционных домов. Самым громким рекордом, конечно, является "Новый Рим. Кампо Ваччино" Джозефа Тернера — картину купил американский музей Пола Гетти (Лос-Анджелес, Калифорния) за £29,7 млн (при предварительном эстимейте в £12-18 млн). Джозеф Тернер — культовый для британцев автор. Вклад Тернера в мировую историю искусства неоспорим и для других национальностей; британская общественность собиралась опять пошуметь по поводу его продажи (три года назад, чтобы выкупить акварель Тернера "Голубая Риги" у частного коллекционера и не допустить ее вывоза за пределы Британии, был объявлен сбор средств под девизом "Купи себе один мазок кисти Тернера"). То, что новый владелец полотна — музей, хоть и американский, устроило всех, а рекордная для работ художника сумма поможет Лондону набрать очки в состязании с Нью-Йорком за звание центра мировой торговли антиквариатом. Среди других достижений Sotheby's — рекорды на голландских живописцев Яна Ливенса (£2,5 млн) и Барента ван Орлея (£993,3 тыс.).
Самым дорогим на аукционе Christie's стал "Полководец, снаряжающийся в битву" Питера Пауля Рубенса, происходящий из собрания британской аристократической семьи Спенсер,— £9 млн. Вторая картина из этой же коллекции (обедневшему семейству, к которому принадлежала принцесса Диана, требуются средства на ремонт родового поместья Олторп) — "Царь Давид" кисти Гверчино — продана за £5,2 млн, что тоже является рекордом для художника.
Открытием выглядел на аукционе Christie's "Портрет Сигизмунда Балдингера" кисти мастера Северного Возрождения Георга Пенца — его работы чрезвычайно редки, а упомянутый портрет, без сомнения, один из лучших в его творчестве. Картина была продана за рекордные для художника £5,6 млн.
Рынок произведений старых мастеров после кризиса стал считаться "тихой гаванью" и убежищем для капиталов. Многовековая традиция коллекционирования, поголовная музеефикация авторов и сдержанные цены — понятные плюсы этого раздела антикварного рынка. Ограниченность предложения (картин первого ряда мало) и спроса (типичный коллекционер старых мастеров — это консервативный европеец в годах) — минусы, которые никогда не дадут старым мастерам достичь объема продаж импрессионистов. Повторные продажи, которые только и могут подтвердить доходность конкретных произведений, в случае со старыми мастерами нечасты — например, все топовые картины на торгах Sotheby's и Christie's (Тернер, Рубенс, Гверчино и Пенц) оказались на аукционах впервые или после столетнего перерыва. Наверное, картины старых мастеров лучше все-таки покупать для вечности, а не для прибыли.