Продажные сосуды

Продажные сосуды

23.04.2010
Новости

Большие торги аукционного дома Bonhams в Лондоне носят довольно условное название "Древности". На аукцион попали мелкие (по размеру) произведения древних цивилизаций, античность (от архаики до эллинизма), немножко кельтской бронзы и романской скульптуры.
Древний Египет представлен фигурками ушебти — работников, которые должны были обслуживать умершего фараона в загробном мире, фрагментами фресок, жуками-скарабеями, нимало не изменившимися за три прошедших тысячелетия. В отдельный раздел египтологии иногда выделяют изучение инкрустированных глаз статуй. Ныне практически все древнеегипетские скульптуры потеряли свои глаза, которые живут самостоятельной выставочной и аукционной жизнью. Эти глаза делали из многослойного стекла или полудрагоценных камней; под кусочек хрусталя, изображавший зрачок, подкладывали отполированный кусочек темного дерева — так достигался эффект живого взгляда. Самая дорогая пара глаз на торгах — 664-332 годов до н. э. (£4-5 тыс.). Менее ценные глаза того же периода можно приобрести кучкой за £2-3 тыс.
Самые выдающиеся произведения на аукционе относятся к античности. Большой редкостью, в том числе и из-за своей отличной сохранности, является золотой дубовый венок IV-III веков до н. э. — он сделан из тонких листочков золота, кое-где подвешены желуди (эстимейт £100-120 тыс.). Подобные венки носили сановники по всему эллинистическиму миру — от Черноморского побережья до Малой Азии. Самый знаменитый образец был найден в погребении отца Александра Македонского — Филиппа.
Большая коллекция древнегреческой керамики попала на аукцион Bonhams из частной английской коллекции, которая некогда выставлялась в Ashmolean Museum в Оксфорде. Это сосуды, созданные в период классической Греции, в V-IV веках до н. э., и расписанные известными историкам аттическими мастерами. То есть именно те произведения, с которыми у нас обычно и связано представление об искусстве Древней Греции.
Самым драгоценным на аукционе Bonhams признан небольшой стамнос — сосуд, подобный амфоре, только более широкий (эстимейт £150-250 тыс.). Этот сосуд необычен во всем: у него нет ручек (которые ему полагаются) и расписан он в редкой технике, которая служит как бы переходом от чернофигурной росписи к краснофигурной. Древний художник из афинской мастерской Антименеса воспользовался отсутствием ручек и сделал роспись не с двух сторон, как принято для таких сосудов, а с трех. Сюжет росписи — миф о Минотавре: Тезей преследует Минотавра, навстречу ему спешит Ариадна. Стамнос происходит из известной коллекции и участвовал в музейных выставках.
На дне краснофигурного килика без ножки (£30-40 тыс.) — изображение юноши среди амфор, созданное вазописцем Дурисом. Это сценка из жизни афинской золотой молодежи: юноша выбирает в винном магазине подходящий напиток. Тема вполне подходящая — килики служили чашами для питья.
Небольшими флаконами — алабастронами — в Древней Греции пользовались женщины для хранения ароматических веществ и душистых масел. На белофонном алабастроне, который будет выставлен на аукционе, изображена красавица в длинном хитоне и лев позади нее, с надписью "красота" вокруг (эстимейт £30-50 тыс.).
Лекифы с расширяющимся горлом использовали для хранения оливкового масла, а также в качестве дара неженатому мужчине. Возможно, именно поэтому на краснофигурном сосуде Эрос изображен не в виде шаловливого мальчишки, а в виде стройного высокого юноши, с кифарой в одной руке и палочкой для игры на ней, плектрумом, в другой. Сосуд V века до н. э. оценен в £25-35 тыс. Гидрия — это женский сосуд, в нем девушки носили воду. Та, что оценена на торгах в £25-35 тыс., украшена изображением безумствующих менад в прозрачных одеяниях.
И наконец, предмет, демонстрирующий, так сказать, прикладное значение античных памятников в современной светской жизни,— герма (скульптурная голова на четырехгранном основании) бога Диониса (Рим, II век н. э.). Эту скульптуру режиссер Франко Дзефирелли подарил своему оператору Освальду Моррису в день его бракосочетания. Дело было в 1966 году на съемках фильма "Укрощение строптивой", в котором играли Элизабет Тейлор и Ричард Бертон. К скульптуре на торгах прилагается фотография, на которой бородатый Бертон целует невесту (и наверняка нашептывает ей что-то насчет дионисийского плодородия и вакхических безумств), а Лиз Тейлор с густо подведенными бровями злобно на него смотрит. Скульптура оценивается в £7-9 тыс.