Авангард, Фаберже, Екатерина II
Самая необычная часть русской коллекции Sotheby`s — это 86 работ "одесских парижан", авангардных художников, которых в начале ХХ века собирал одесский просветитель и сионист Яков Перемен. С самого начала формирования коллекции, то есть, видимо, с конца 1909 — начала 1910 года, он намеревался увезти ее в Палестину, чтобы создать там "выставку лучших еврейских художников". По-видимому, Яков Перемен был в большей степени общественным деятелем, нежели ценителем искусства: для него было важно не собрать шедевры признанных заграничных художников (Сезанна, Матисса или Гогена), а воспитать своих, молодых, которые шли новым путем, отказывались от традиций в пользу новой эстетики. Самыми перспективными среди членов одесского Общества независимых художников, которое поддерживал Яков Перемен, были Амшей Нюренберг и Исаак Малик. Они учились в Париже, Нюренберг одно время работал в одной мастерской с Шагалом. Третий из "главных" художников коллекции — Теофил Фраерман учился в Мюнхене, что заметно по его работам. Впрочем, все они были молоды — и всех их бросало то в матиссовский фовизм, то в сезанновский кубизм, то в гогеновский примитивизм. Тем не менее коллекция — уникальный памятник эпохи русского авангарда. Яков Перемен в меру сил промоутировал это искусство на исторической родине, куда уехал в 1919 году; после его смерти работы из коллекции также время от времени выставлялись. На аукционе в Нью-Йорке они будут проданы единым лотом с эстимейтом $1,5-2 млн.
Еще одна интересная коллекция на предстоящих торгах Sotheby`s принадлежала нью-йоркскому поэту-сюрреалисту Чарльзу-Генри Форду и его сестре — киноактрисе Рут Форд. Это собрание полотен и рисунков Павла Челищева, дружившего с Фордами в свой американский период (перед Второй мировой войной). Одна из самых выдающихся работ Павла Челищева — "Человек с татуировкой" 1934 года из серии, посвященной циркачам,— оценена в $250-350 тыс. На торгах будет еще несколько работ из той же серии с более скромной оценкой, портрет Рут Форд ($150-200 тыс.) и графика художника.
В разделе прикладного искусства у Sotheby`s стоит обратить внимание на предметы фирмы Фаберже из собрания американки Фрэнсис Джоунс. О ней известно, что она знала русский и была азартна на аукционах; принадлежавшие ей небольшие вещицы доказывают удивительный факт, что человек с тонким вкусом даже из "чистого Фаберже" может создать интеллигентную коллекцию. Владелица выбирала мелкую скульптуру, ручки для тростей, звонки, ножи для бумаги, портсигары из поделочных камней, не слишком обильно украшенные бриллиантами или эмалью. Самые дорогие — лоток из бледно-зеленого бовенита ($40-60 тыс.) и настольные часы из блока розового родонита ($30-50 тыс.).
Среди фарфора на аукционе можно обнаружить редкую тарелку с росписью Александры Щекотихиной-Потоцкой, на ней под надписью "Если не поворуешь, то и не попируешь" матрос дурит в карты купца и крестьянина. Что хотела этим сказать художница и можно ли отнести тарелку к агитационным, неясно; роспись сделана в 1919 году, когда никаких ясных указаний, что рисовать и как, от партии художникам не поступало ($10-15 тыс.).
И наконец, среди обычного набора коллекционерских картин на Sotheby`s выставят ночной вид "Виши" Константина Коровина ($300-500 тыс.), натюрморт "Рыбы и цветы" Натальи Гончаровой ($300-400 тыс.), кубистическую "Стоящую обнаженную" Владимира Баранова-Россине ($120-180 тыс.). Среди них выделяется натюрморт Бориса Григорьева "Кошка и луковицы" ($300-400 тыс.) — картина написана в 1928 году, когда художник был вполне успешен и жил на собственной вилле под Ниццей, так что проросшие луковицы выбраны не по бедности, а из-за их отчасти сюрреалистических форм и сочного света.
Завершает аукцион картина Юрия Пименова 1959 года. И хотя вдалеке виднеется сталинская высотка и заказной характер работы очевиден, эти "Утренние окна" ($250-350 тыс.) проникнуты тем же парижским настроением, что и его знаменитая "Новая Москва".
Русский аукцион Christie`s в Нью-Йорке довольно скромен и в основном предлагает декоративно-прикладное искусство с преобладанием серебра. Однако несколько выдающихся работ, причем дорого оцененных, на торгах имеется.
Очевидный топ-лот в разделе живописи — это "Возвращение с прогулки" Константина Маковского, нежное, розовое, легкое и тающее, чистое крем-брюле. Большое полотно представляет барышню, еще не снявшую шляпку, в ее руках трость и букет роз. Цветы задают цветовую гамму всей работе; влажные глаза девушки мечтательно устремлены вдаль. Картина оценена в $400-600 тыс.
В разделе прикладного искусства царят два официальных, презентационных предмета. Это большая ваза Императорского фарфорового завода, датированная 1843 годом, периодом правления Николая I. На вазе с одной стороны портрет короля Пруссии Фридриха Вильгельма III, тестя российского императора, а с другой стороны — Вильгельма IV, его шурина. Богато декорированная золотом ваза в форме кратера оценена в $700-900 тыс. Несколько дешевле, но тоже весьма внушительно стоит подносное блюдо, изготовленное в мастерской Сазикова,— $400-600 тыс. Серебряное блюдо диаметром полметра было заказано смоленским дворянством, украшено гербами городов Смоленской губернии и поднесено вместе с хлебом-солью Александру III и его супруге по случаю коронации в 1883 году.
Среди обязательных на любых русских торгах изделий Фаберже у Christie`s настольные часы с зеленой эмалью гильоше в стиле рококо ($180-220 тыс.). Историческим раритетом является значок с мелкими бриллиантами и рубинами фирмы Фаберже, который в 1891 году был подарен наследником Николаем Александровичем подъесаулу Войска уральского Георгию Бородину ($15-20 тыс.).
ХХ век на аукционе Christie`s обозначен полотном "Визит ламы" Александра Яковлева ($150-250 тыс.). Самого ламы на картине нет; изображены буддийский монах и греющиеся у жаровни монгольский принц и богато одетая монголка. Картина была написана после возвращения художника из путешествия по древнему Шелковому пути, в 1933 году. Десяток картин Давида Бурлюка иллюстрируют часть творческого пути русского футуриста через Японию (1920-1922) в Нью-Йорк, от портрета "Маруся в Японии" 1922 года, изображающего жену художника ($25-35 тыс.), до "Рынка в Трибеке" 1931 года, где за продуктовыми лотками видны небоскребы ($40-60 тыс.).
Накануне своих тематических русских торгов Christie`s будет на ювелирном аукционе продавать брошь, некогда принадлежавшую Екатерине II. Это огромный изумруд в обрамлении бриллиантов (эстимейт $1-1,5 млн), который русская царица когда-то подарила жене своего сына Павла I Марии Федоровне.