Известный портрет работы Модильяни оказался перевертышем
На известном портете Амедео Модильяни обнаружены следы еще одной картины. Когда художнику что-то не понравилось в начатом, он перевернул холст вверх тормашками и начал заново писать портрет Мод Абрантес. А с другой его стороны осталась третья картина.
Итальянский художник-экспрессионист Амедео Модильяни написал на одном холсте сразу два портрета. В 1908 году он изобразил «Обнаженную в шляпе» на одной стороне холста, а позже в том же году написал портрет Мод Абрантес с другой стороны.
Модильяни, как и многие художники того времени, испытывал стеснение в средствах, поэтому решил использовать холст повторно. Но в отличие от обычной практики он не ограничился тем, что как бы перелистнул, но и перевернул холст вверх ногами.
Портрет сейчас выставлен в музее Гехта при Университете Хайфы, где его сначала периодически перевешивали то одной стороной, то другой, а затем поместили в стенной проем. И каждый желающий теперь может посмотреть на нормально расположенную Мод Абрантес и перевернутую «Обнаженную в шляпе».
Ни исследователей, ни поклонников причуда Модильяни особо не заинтересовала. Все просто сочли, что тот, скорее всего, ошибся. Но когда Офра Римон из Университета Хайфы показывала картину очередным гостям, она внезапно разглядела на портрете Мод Абрантес остатки еще одной, неоконченной, картины.
«В течение многих лет я проходила мимо портрета почти каждый день и останавливалась около него, думая о странном расположении двух портретов. Но я никогда не замечала в них ничего необычного, — рассказывает Римон. — Меня только расстраивало, что Модильяни проигнорировал интересы других людей и заставил смотреть на одну из картин вверх тормашками. Но однажды, когда я сопровождала гостей и показывала им картины Модильяни, тайна внезапно раскрылась».
Оказалось, что на уровне плеч и шеи Мод можно разглядеть следы еще одного портрета, оставшиеся от предыдущей картины на этой же стороне холста. Модильяни начал писать портрет, но что-то ему не понравилось. Он попробовал избавиться от него (ведь на другой стороне уже была готовая картина), стереть уже нанесенную краску. Но сделать это до конца не получилось.
Тогда Модильяни перевернул холст вверх ногами и заново изобразил лицо Мод на чистой части холста. Внизу же, на «испачканном» месте, в итоге оказались плечи окончательного портрета. «Можно различить глаза, черты лица и шляпу», — комментирует остатки первоначального изображения Мод сотрудница университета.
Амедео Модильяни (1884−1920) — итальянский живописец и скульптор, представитель Парижской школы. С 1906 года жил в Париже.
В портретах Модильяни стремился передать индивидуальность модели, изображая людей из артистической среды и богемы, колоритные фигуры жителей Монмартра и Монпарнаса. Постепенно сложился характерный тип его портрета — полуфигура вытянутых пропорций и сдержанная цветовая гамма. Одной из характерных особенностей стали миндалевидные глаза, залитые голубым или черным цветом. Очень часто Модильяни изображал полностью обнаженных девушек.