Новое старинное
Подарок, приобретенный в антикварном магазине, галерее или бутике винтажных украшений, не должен обязательно пополнить художественную коллекцию получателя. В данном случае старинные вещь, гравюра или картина ценны именно своей старинностью — в Новый год и Рождество они напомнят об уже прошедшем и помогут с оптимизмом встретить будущее. А так как каждое из этих произведений уникально — подарок получится необычным. Однако в погоне за стариной не стоит вовсе забывать о художественном качестве подарка — чем оно выше, тем подарок дороже. Во всех смыслах этого слова.
Эффектную "тематическую" живопись можно найти в арт-центре "Бельведер". Эта большая декоративная картина с изображением собора Василия Блаженного с заснеженными куполами и мчащейся тройкой написана супругами Риммой и Леонидом Браиловскими в 1920-1930-е годы. Картина входит в цикл "Видения старой России" и была создана, когда Леонид Браиловский, участник выставок "Мира искусства" и академик живописи, уже жил за рубежом. Леониду Браиловскому удалось в своей работе соединить два своих призвания: архитектуру и живопись. Главный герой картины, безусловно, сам собор. Художник даже основал Музей русского религиозного зодчества при Конгрегации восточных церквей в Ватикане; его жена Римма, живописец и прикладник, помогала ему.
Мчащиеся бронзовые тройки — это специализация галереи "Кабинетъ", которая занимается русской (и зарубежной) кабинетной скульптурой. Жанровые сценки, но чаще всего — сцены охоты размера, позволяющего держать их на столе в кабинете, — этот вид скульптуры пережил в России с начала 1840-х и до конца 1880-х бурный и краткий взлет. Когда-то работы отечественных скульпторов дарили членам Императорской семьи, ими украшали и приемные врачей и юристов, и гостиные частных особняков. Наиболее прославлен в этой области скульптор Евгений Лансере; своими "Охотниками" и "Лошадьми на водопое" знаменит Василий Грачев.
Огромен выбор вариантов для подарка в галерее "Элизиум". Не имеет отношения к праздничной теме, но радует своей яркостью и уместной под Новый год сказочностью графика Татьяны Мавриной. Театральные эскизы Александра Бенуа и Романа Эрте кроме очевидной декоративности обладают еще и художественной, и коллекционной ценностью.
Графика — рисунки, акварели, эскизы — издавна считается отличным подарком, подчеркивающим хороший вкус и не обременяющим кошелек. Огромный ее выбор — в галерее "Альбион". Например, эскизы для новогодних открыток художника Константинова конца XIX века соединяют уникальность — созданы акварелью на картоне — и точное попадание в новогоднюю тему. На эскизах — виды заснеженного Царского Села (два эскиза оценены в 400 тыс. руб.)
Тиражная графика предоставляет безграничный выбор тем и техник. Не зря именно ее советуют приобретать в качестве подарка, корпоративного или индивидуального. Антикварный магазин "Старинные гравюры", кажется, может найти лист с любым сюжетом. Здесь есть и гравюры с изображением обмундирования всех частей царской армии ("Рядовой Московской гусарской эскадрильи", 1840-е годы, 17,5 тыс. руб.), и листы из журналов мод со стильно одетыми барышнями (около 4 тыс. руб. за гравюры 1840-х годов). Изображение цветущей орхидеи и — для тех, кто обязательно хочет следовать модным трендам в современном искусстве, — офорт немецкого графика Шелленберга XVIII века "Тайны черепов" с оптимистично скалящимися мертвыми головами (3,5 тыс. руб.).
Фарфор — материал традиционно подарочный, к нему уважительно относились еще в Древнем Китае. И хотя фарфоровую скульптуру в виде двух девушек, читающих проект Конституции 1936 года, отделяют от Древнего Китая тысячи новых годов, в советской традиции к фарфору тоже относились с пиететом. Подобные фигурки могли подарить председателю колхоза или передовику производства (не на Новый год, конечно, и тем более не на Рождество, запрещенные в те годы). Фаянс всегда был более дешев и демократичен. Тем не менее чуть более грубоватые скульптурки из него обладают особой прелестью — как, например, "Девушка, надевающая чулок", созданная на заводе Кузнецова в начале ХХ века. Однако и из дешевого фаянса создавали богатые презентационные произведения. Примером может служить жардиньерка в неорусском стиле с отлично проработанным рельефом и полихромной росписью (завод Кузнецова, начало ХХ века). Описанную здесь керамику можно найти в антикварном магазинчике "Ретроспектива".
Уникальными предметами интерьера (и многим другим) занимается недавно открывшийся в Москве антикварный салон "Роланд". Новогодний стол будет поистине незабываемым, если в его центре утвердится роскошная подставка для десертов с четырьмя подсвечниками из серебра с позолотой и тонкой гравировкой в виде ракушек и листьев. Это произведение сделано фирмой Risler & Carre в Париже около 1900 года. Любители Востока смогут найти в "Роланде" предметы на свой вкус, например, рог слоновой кости с мифологическими сюжетами (Китай, конец XIX века) или украшенную изысканными узорами консоль в технике китайского лака.
Винтажная бижутерия — специализация бутика Brocade. Одеться и украсить свой наряд в стиле голливудских звезд 1940-1950-х для клиенток бутика — не проблема. Дизайнер Хэтти Карнеги заслужила звание "американской Коко Шанель". В основном она делала коллекции одежды, но позже стала добавлять к ним линии бижутерии. Пример — сет из броши и серег с тонированным горным хрусталем 1940-х годов, с клеймом дизайнерши. Еще одна знаменитость в истории бижутерии — Мириам Хаскель. Она оказала столь большое влияние на стиль бижутерии XX века, что многие ее последователи, даже создавшие свои бренды, не могли от него уйти и делали вещи "в стиле Хаскель". Брошь с тонированным стеклом 1940-х годов — один из примеров ее работы. В 1950-х была в моде восточная тема — колье с муранским стеклом следует ей; и для колье, и для броши "Петух" использован сплав желтого металла с матовой поверхностью, который в Америке почему-то называли "русским". В 1960-х в бижутерии стали использовать новые, технологичные материалы — крупный браслет со стразами в виде солнца сделан из термопластика.
По брошкам в Brocade можно изучать историю ХХ века. То же самое можно проделать и по елочным игрушкам в "Розе Азора". Все этапы изменения стилей и технологий умещаются в одной корзинке: начиная с самых старых, ватных фигурок (3,5-5 тыс. руб.) к фигуркам из картона и фольги. Возрождение Нового года в конце 1930-х отмечено производством выдувных игрушек из стекла — на одобренные властью сюжеты, которые в 1950-х искренне радовали своим изобилием: золоченый дирижабль из дутого стекла или цирковой медведь из фольги (тема цирка была популярна из-за любви товарища Сталина к этому виду искусства (около 1 тыс. руб.). Даже игрушки 1970-х, которые хотя и не считаются коллекционными, уже редкость — витые шпили и сосульки, белочки и зайцы на прищепках (от 100 руб.).