Француженка, бульдог и череп кошки
В Лондоне завершилась неделя аукционов русского искусства. Четыре аукционных дома провели девять аукционов, их общий итог едва достиг £30 млн — а ведь бывали случаи, когда такую сумму приносили одни-единственные русские торги. Завершал неделю аукцион живописи MacDougall`s: он принес три новых рекорда и £7,1 млн. Кажется, покупатели решили спустить на нем все деньги, оставшиеся после всех других торгов. Кроме того, на подмогу русским покупателям прибыли украинские. Из Лондона — ТАТЬЯНА Ъ-МАРКИНА.
С первого же лота стало ясно, что покупатели настроены торговаться: пастель Зинаиды Серебряковой с изображением гардеробной балерины ушла за £81 тыс. (указана итоговая стоимость с процентами аукционного дома) при эстимейте £15-20 тыс. Правда, были и срывы, когда за картины никто не торговался или их приходилось отдавать ниже нижних эстимейтов. Тем не менее все топ-лоты продались очень удачно. Например, "Портрет Анжелины Трубецкой", редкая живописная работа скульптора Паоло Трубецкого, продана за £99 тыс.
Огромное полотно Ильи Репина "Портрет Алисы Ривуар" с изображением хорошенькой учительницы французского было топом из топов. Картина на вид странная — дело в том, что Репин записал фигурой обнаженной француженки не удовлетворивший его портрет Федора Шаляпина (который видно в рентгеновских лучах). Хоть Алиса Ривуар и была возлюбленной 72-летнего мастера, она написана без особой души — удалась только рука, ласкающая оставшегося от Шаляпина бульдога Бульку. Женщину пришлось сделать более полной, чем она была на самом деле (иначе монументальную фигуру баса было не скрыть); зато смуглое лицо при белом теле и правда было особенностью Алисы (это заметно на эскизах) — презиравшая условности француженка, по-видимому, ходила летом без шляпки. Торг за картину начался с £500 тыс.— и закончился £1,2 млн и аплодисментами покупателю, сидевшему в последнем ряду зала. Итоговая стоимость — £1,4 млн, и это мировой рекорд на произведения Ильи Репина.
За "Розы Гюмушгэса" Мартироса Сарьяна с эстимейтом £40-60 тыс. случился бой двух "телефонов" — они начали торговаться уже прямо между собой, так что ведшему аукцион Чарльзу Россу пришлось закричать: "Эй, аукционист здесь я!" Картина ушла за £212 тыс. За £513 тыс. продан натюрморт Натальи Гончаровой, за £493 тыс.— ранний "Портрет жены" Бориса Кустодиева. "Будущая мать", работа 1922 года Кузьмы Петрова-Водкина, сделала £1 млн — что тоже является рекордом. Большое оживление в зал все это время вносили коллекционеры из Киева, в частности дама, отвергавшая все советы своих спутников отказаться от слишком дорогих, по их мнению, работ, громкими словами "А мне нравится!".
Раздел искусства второй половины XX века традиционно был на MacDougall`s сильным — и вот теперь стало ясно, что он пострадал в результате кризиса. "Черепаха" Дмитрия Плавинского продана за £64 тыс. Работы Владимира Немухина не ушли, Оскар Рабин — нет, живопись Виктора Пивоварова — нет, Владимир Янкилевский — нет, Чуйков, Соков, поролоновый "Трон" Сергея Шеховцова — нет, нет и нет. По ставшей привычной за последние два года высокой цене были проданы только мистическая работа Бориса Свешникова "Потерянные очки" (£80 тыс.) и его же более литературная, аллегорическая "Дама с черепом кошки" — £210 тыс., что явилось рекордом для художника—представителя неофициального искусства.
Таким образом, общий итог недели аукционов русского искусства распределился так: Sotheby`s получил в целом около £17 млн, MacDougall`s £7 млн, Christie`s свыше £4 млн, Bonhams около £1 млн. У всех аукционных домов, проводивших торги декоративно-прикладного искусства, они прошли успешно, лидируют в этом разделе дворцовые вазы Императорского фарфорового завода, проданные на Sotheby`s за £2,6 млн,— это новый рекорд. Разделы современного русского искусства у всех прошли заметно слабее прежнего. Самым стабильным оказался раздел русской живописи XIX-ХХ веков, причем чем качественнее была картина, тем дороже она покупалась. Как много волнений, чтобы доказать столь очевидный вывод!