Красная цена на `Сельскую ярмарку`

Красная цена на `Сельскую ярмарку`

11.06.2009
Новости

В Лондоне начались летние торги русским искусством, на итоги которых следующие полгода будут ориентироваться продавцы, покупатели и эксперты. Единственные вечерние торги, то есть главные и дорогие, устроил Sotheby`s. При скромном количестве (27 лотов) и не самом выдающемся качестве торги принесли два рекорда на художников и общую сумму £7,9 млн. Из Лондона — ТАТЬЯНА Ъ-МАРКИНА.
Аукционный зал Sotheby`'s на лондонской Бонд-стрит был, как обычно, забит до отказа. Ни на количестве присутствующих, ни на их составе кризис арт-рынка не сказался — сидячих мест как всегда не хватало, и московские, петербургские и киевские покупатели (в основном дилеры) толпились в проходах. Количество лотов было меньше, чем раньше,— 27 против обычной для вечерних торгов полусотни.
Расчеты, что с наступлением тяжелых времен коллекционеры примутся распродавать свои собрания и выкинут на рынок шедевры, пока не оправдываются: при нынешних ценах это невыгодно. Среди 27 лотов было немного работ, заслуживающих звания выдающихся; предварительные оценки на них были заявлены очень сдержанные. В результате продано 17 работ. Иван Айвазовский традиционно в цене — £421 тыс. при эстимейте £300-400 тыс. (итоговые цены указаны с процентами аукционного дома). "Баржа" Василия Поленова должна осчастливить нового владельца — вещь очень красивая, а досталась ему за £169 тыс. (эстимейт был £80-120 тыс.). Лесной пейзаж Константина Крыжицкого ушел с четырехкратным повышением эстимейта за £289 тыс. Сладкие романтические девушки за фортепиано Николая Богданова-Бельского ушли за £349 тыс., его же живые и трогательные крестьянские дети — за £145 тыс.
Самый высокий эстимейт (£1-1,5 млн) был у солнечной и "шумной" картины Бориса Кустодиева "Сельская ярмарка". Анонимный покупатель, торговавшийся по телефону, довел цену до £2,841 млн. Теперь это самая дорогая картина художника. А ведь не так давно эта картина, побывавшая на прижизненной выставке Бориса Кустодиева в Брюсселе (что гарантирует ей стопроцентную подлинность), стоила всего £41 тыс. (аукцион Sotheby`s в 1995 году). Не исключено, что оптимистичный сюжет картины сыграл в становлении нового рекорда свою роль. Аналогичный процесс можно было наблюдать и на аукционе икон MacDougall`s — позитивные Георгии Победоносцы пользовались спросом, а вот Страшные суды и Успения с Усекновениями никто не покупал.
Одна из самых дорого заявленных картин, ранние импрессионистические "Цветы на веранде" Михаила Ларионова не дотянула до резервной цены и была снята с торгов на отметке £640 тыс. при эстимейте £700-900 тыс. Ранняя же, постимпрессионистическая "Нянька с детьми" Исаака Бродского (известного читателям "Родной речи" портретом Ленина, бытующим под ироническим названием "Портрет стульев в Смольном") привлекла внимание еще на предаукционной выставке в Москве. Теперь, при эстимейте £300-500 тыс., она ушла за £937 тыс.— за полотно изнуряюще долго торговались телефоны в руках у директрис лондонского и нью-йоркского русских отделов Sotheby`s Джоанны Викери и Сони Беккерман.
В тот же день прошел и аукцион Bonhams, показавший скромный, если не плачевный результат: из 104 произведений живописи проданы 37, все топ-лоты провалились и даже картины с авторством Николая Рериха никто не купил, что вообще вообразить невозможно.
Как обычно, русские аукционы сопровождаются другими событиями. На Олд-Бонд-стрит, между Sotheby`s и Christie`s, прошла небольшая выставка, посвященная дягилевским сезонам,— представленные экспертом Джулианом Бэрреном костюмы к балетам, созданные по эскизам Анри Матисса и Льва Бакста, а также эскизы к ним разошлись без шума и помпы по вполне приличным ценам.
Шума много было вокруг новой ярмарки русского искусства, которая впервые прошла в лондонском Jumeirah Carlton Tower. В ней приняли участие четыре десятка галерей из разных стран, занимающихся русским искусством. В большинстве своем продукция, вывешенная на стендах, напоминала какой-нибудь московский "Арт-Манеж". Экспозиция новой, базирующейся в Берлине галереи Russian Provenance вызвала у знатоков резкую реакцию. На ее стенде — четыре произведения русского авангарда: "Продавец рыбы" Натальи Гончаровой, "Абстрактная композиция" Александры Экстер, "Проун" Эля Лисицкого и "Композиция" Ивана Пуни. "Продавец рыбы" Гончаровой получил одобрение доктора Энтони Партона, одного из главных западных экспертов по русскому авангарду, однако вызвал резкое неприятие русских знатоков, собравшихся на вернисаже (вплоть до предложения коллекционера Петра Авена вызвать полицию и ее силами прекратить позорить русский авангард). В связи с этим единственной настоящей звездой оказалась на выставке огромная картина Петра Кончаловского "Четыре букета и лейка", выставленная московской галереей Леонида Шишкина. Это грандиозное полотно 1939 года художник считал очень удачным и экспонировал на всех своих персональных выставках. Владелец галереи Леонид Шишкин оценивает ее в £2 млн.

Татьяна Ъ-Маркина, Лондон