Вокруг света с мольбертом

Вокруг света с мольбертом

10.06.2009
Новости

В Государственном музее-заповеднике «Царицыно» 10 июня открывается выставка «Вокруг света с мольбертом». На выставке представлены живопись, графика, скульптура из собрания Русского музея, а также живописные работы из частных коллекций. Всего около 200 произведений.
В России «художественные путешествия» вошли в обычную практику начиная с конца XVIII в., когда Академия художеств стала отправлять в творческие командировки (пенсионерские поездки) не только исторических живописцев, но и лучших воспитанников по пейзажному классу. Цель пенсионерских поездок заключалась не только в знакомстве с художественными шедеврами, но и в создании своих собственных произведений. Семен Щедрин и Федор Матвеев, первыми оказавшиеся в Италии, запечатлели архитектурные и живописные красоты этой страны. Подражая европейским классикам пейзажного жанра, молодые художники-академисты запечатлели на своих полотнах величественные красоты Рима и его окрестностей. Затем в Италию последовали Орест Кипренский, Сильвестр Щедрин, братья Карл и Александр Брюлловы, Александр Ивáнов и другие художники первой половины XIX столетия, работавшие не только в пейзажном, но и в портретном и историческом жанрах, занимавшиеся скульптурой и архитектурой.
В Италии Щедрин делает то, чего он не мог позволить себе в Санкт-Петербурге, то есть свободно выбирает сюжеты, ему понравившиеся. Например, простой люд на набережной Неаполя, или дневные и ночные сцены с рыбаками. Однако в Петербург он посылает только те из них, которые соответствуют вкусам заказчиков или академической традиции.
Примерно так же поступают Карл и Александр Брюлловы, приехавшие в Италию в 1822 г. за счет Общества поощрения художеств. Карл Брюллов, исторический живописец и портретист, погружается в стихию итальянской жизни и пишет такие картины, как «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» и «Итальянский полдень». Вопреки правилам, установленным петербургской Академией художеств, по которым картины писались в мастерской по официально утвержденным эскизам и этюдам, Карл Брюллов переносит весь процесс на природу. Размышляя о полотне на исторический сюжет («Последний день Помпеи»), художник увлеченно работает над множеством картинок из местной жизни. Его брат, будущий архитектор Александр Брюллов, помимо замеров античных памятников в Помпеях, изучения храмов на Сицилии и в Риме, тоже пускается в «жанровые приключения». Он пишет уголки итальянских улочек, смешные сценки восхождения компании русских путешественников на Везувий. Такие зарисовки братьев Брюлловых пользовались большой популярностью не только у русских, но и у иностранцев. Для самих художников это была уникальная возможность расширить диапазон тем, над которыми они работали, приобрести бесценный опыт в бытовом жанре, которого тогда они не могли ни получить, ни реализовать в России.
Петр Басин, приехав в Италию, много и упорно рисовал античные оригиналы в музеях Неаполя и Рима, делал копии с произведений художников Возрождения, написал несколько картин на мифологические и исторические сюжеты, вполне традиционные для академической живописи тех лет. При этом он делал этюды с натуры, пронизанные светом и воздухом («Двое итальянцев под деревом»).
Неожиданным открытием для художественной общественности России 1820-х гг. стали акварели и живописные холсты Максима Воробьева («Вход в храм Воскресения Христова в Иерусалиме»), созданные им под впечатлением от Палестины. В начале XIX в. об этой стране известно было немного. Приехав в Святую землю, художник непосредственно соприкоснулся с легендарными местами и памятниками. Через два десятилетия после Воробьева посещают Палестину братья Григорий и Никанор Чернецовы. Они оставили около шестисот связанных с этой поездкой акварелей и картин, а также альбом литографий с краткими описаниями.
В первой половине XIX столетия Павел Михайлов путешествовал вокруг света с Фаддеем Беллинсгаузеном. Художник создал большое количество рисунков и акварелей, в том числе «Вид на Рио-де-Жанейро и Сан-Себастьян», «Крузенштерн и П.Н. Михайлов на завтраке у Отаитского короля»).
Антон Легашов был назначен художником при российской миссии в Китае. Прослужив в этой должности десять лет, Легашов оставил немалое наследие, посвященное Поднебесной империи («Портрет молодого китайца», «Сцена из китайской жизни»). Его картины отсылались в виде подарков китайским вельможам и чиновникам.
И в XIX, и в XX столетиях русские художники путешествуют по Индии, Гималаям, Тибету, Турции, Испании. Впечатлениями от этих поездок отмечены работы Н. Рериха («Тибет. Монастырь»), С. Чуйкова («Утро в Джайпуре»), Н. Гагарина («Восточная сцена. Турецкая почетная стража»), А. Головина («Испанка в зеленом»). Живые наблюдения за обычаями, природой и людьми Индии оставил в своих изображениях и текстах художник-любитель и путешественник Александр Салтыков («Из жизни Индии»).
Во второй половине XIX и в XX в. многие памятники архитектуры, природные красоты, этнографические особенности народов становятся широко известными благодаря гравюрам. Несмотря на появление фотоаппарата, по-прежнему многие художники, в том числе русские, путешествуя по Италии и другим странам, запечатлевали в своих картинах и графических листах как всемирно прославленные, так и «непарадные» достопримечательности больших и маленьких городов («Дворик в Сорренто» А. Риццони, «Сан-Джиминиано» П. Кончаловского).
В 1920–1940-е гг. русские художники редко покидали пределы СССР. После смерти Иосифа Сталина, когда так называемый железный занавес начал приподниматься, возобновились зарубежные поездки. Италия снова стала одним из любимейших мест для путешественников. Советские художники, восхищаясь искусством этой страны, успевали запечатлеть ее каждый на свой лад. Так, С. Герасимов создавал обобщенные образы городов («Утро в Венеции», «Париж ночью»), Юрий Пименов отмечал частности, определяющие особую атмосферу жизни городов («Венеция. Одинокая продавщица цветов»). К. Коровин, восхищаясь Парижем, следовал импрессионистической манере («Париж 14 июля»). Кузьма Петров-Водкин пишет в Париже импрессионистическое «Кафе» и несколько портретов своей невесты-француженки («Портрет жены художника»).
Экспозицию в «Царицыно» дополняют экспонаты из частных собраний. Это живописные работы современных художников: Е. Барского, В. Татаренко, А. Заславского, И. Баскакова, П. Татарникова и других.