От парадиза до апокалипсиса

От парадиза до апокалипсиса

05.06.2009
Новости

В Лондоне грядет традиционная летняя "неделя русского искусства". В этом году ни один из аукционных домов, обычно проводящих специализированные "русские" торги,— Bonhams, Christie`s, MacDougall`s, Sotheby`s — не стал пропускать давно ставшую привычной дату. Но кризис все-таки дает о себе знать: каталоги аукционов стали тоньше, а миллионных эстимейтов стало меньше.
"Сельская ярмарка" Бориса Кустодиева оценена на Sotheby`s в £1-1,5 млн. Сувенирность картины, некоторый даже "перегрев" по части типичной парадизности отчасти объясняется тем, что в 1920 году, когда полотно было написано, художник уже несколько лет был прикован к постели туберкулезом позвоночника. Он тосковал в своей комнате без солнца, шума, деревенской или городской суеты. Поэтому полотна, подобные "Сельской ярмарке", были для Кустодиева способом вернуться к жизни, поэтому он стремился вместить в них все: церковь с золотыми крестами и галками над ней, голубое небо, гармониста, ярких баб, корову, березку, саврасую лошадь. Немного сусальный, но все равно трогательный настрой чувствуется и в "Гостях" Николая Богланова-Бельского — крестьянские дети пришли к художнику в гости и, вдвоем примостившись на кресле, чинно пьют из блюдечек чай (£120-180 тыс.).
На тех же вечерних торгах Sotheby`s за £700-900 тыс. предлагается картина "Цветы на веранде" Михаила Ларионова, определенная экспертами Sotheby`s как ранняя, отмечающая переход от импрессионизма к декоративному этапу.
Помимо вечерних Sotheby`s проводит еще несколько торгов. На дневные торги попала большая коллекция пейзажей и натюрмортов Константина Горбатова, написанных в 1930-е годы, во время поездок по Италии и Палестине,— работы происходят из частной американской коллекции и оценены от £5 тыс. до £240 тыс.
На аукционе современного искусства самыми дорогими оказались произведения концептуалиста Олега Васильева и соц-артистов Виталия Комара и Александра Меламида (£180-220 тыс. и £100-150 тыс.), здесь же продаются несколько картин из коллекции владельца московского музея современного искусства "ART4.ru" Игоря Маркина — работы Виктора Пивоварова, Дмитрия Лиона, Владимира Вейсберга. В разделе декоративно-прикладного искусства царят парные дворцовые вазы Императорского фарфорового завода, оцененные в £1,2-1,8 млн.
Christie`s в этом сезоне ограничился полусотней лотов живописи, среди которых "Украинская жатва" Ивана Айвазовского с морем пшеницы (£350-450 тыс.) и его же "Спасшийся" (£250-350 тыс.). В £300-500 тыс. оценена "Финская деревня. Крыши" Василия Шухаева — русского модерниста, имя которого долго оставалось в тени славы его соавтора и друга Александра Яковлева. В последнее время работы Василия Шухаева продавались чрезвычайно дорого; да и сейчас полотно с изображением острых, колючих крыш мрачной финской деревушки, в которой художник в 1920 году ждал французской визы, имеет все шансы найти своего покупателя. "Финская серия" невелика, и все полотна выставлялись при жизни художника. Небольшое количество работ современных русских художников объединены на Christie`s c классиками и оценены довольно скромно. Например, "Скрипка на кладбище" Оскара Рабина 1970 года оценена в £20-30 тыс.
Солидно выступает MacDougall`s. Аукционный дом впервые для себя проводит торги иконами. Самые заметные среди 250 лотов — "Страшный суд" новгородской школы XVII века (£200-250 тыс.) и "Святой Василий Великий" в серебряном с эмалями окладе мастерской Павла Овчинникова (£150-180 млн). В торги включены и несколько греческих икон — дабы обозначить преемственность и параллели; например, "Раскаяние апостола Петра" XVII века (£20-25 тыс.).
На аукционе живописи MacDougall`s можно обнаружить первые имена русского искусства, например, Ильи Репина. Это его кисти принадлежит "Портрет Алисы Ривуар с бульдогом". Усомнившимся в эстетической ценности изображения пухлой француженки эксперты MacDougall`s объяснят, что голая дамочка написана поверх портрета Федора Шаляпина, который Репин даже показывал на выставке. Но картина не нравилась автору, он переделывал ее много раз и, наконец, как пишет сам художник в письмах, "совсем записал, уничтожил; остался только его Булька, так и пропал большой труд". Большое полотно оценено в £800 тыс. — £1,2 млн. Еще дороже, £1,1-1,8 млн, на торгах MacDougall`s стоит работа крайне редко появляющегося на аукционах художника — Кузьмы Петрова-Водкина. Это написанная в 1922 году "Будущая мать" — две натурщицы в белом на фоне зеленой травы; одна из них, та, что ждет ребенка, имеет портретное сходство с женой художника, родившей ему в том же году дочь.
Самая пронзительная в разделе нонконформистов у MacDougall`s — картина "Потерянные очки" Бориса Свешникова, написанная им в 1950-х, уже после лагерей, но явно связанная с его лагерной графикой. Бескрайняя тундра и заметаемые снегом очки написаны в символистком сиреневом цвете, но, если присмотреться, среди сухих лишайников видны сюрреалистические паучки с человечьими лицами (£60-90 тыс.).
Главным русским художником для Bonhams стал Алексей Харламов — после того как на торгах аукционного дома был поставлен рекорд на живопись этого салонного живописца, мастера по изображению юных цыганок. На сей раз "Девочка с виноградом" продается на Bonhams с эстимейтом £150-200 тыс., "Девочка на голубом фоне" — £100-150 тыс. Трогательно выглядят акварели, неизвестно каким ветром занесенные на этот аукцион, Андрея Авинова — американского энтомолога и ботаника русского происхождения, открывшего нескольких редчайших и красивейших представителей отряда чешуекрылых (то есть бабочек). Его акварели с изображением бабочек и орхидей оценены в £10-15 тыс. и £15-20 тыс.
Есть на аукционе Bonhams и русский авангард, например, "Крестьянка с петухом" Давида Бурлюка, происходящая из американской коллекции Артура Граника. Это раскрашенный маслом коллаж апокалиптического толка — на глаза крестьянки, прижимающей к груди красного петуха, наклеены монетки (£30-50 тыс.).
Лондон, 8-11 июня

Татьяна Маркина