Афро Базальделла. Цвет эмоции
В Зимнем дворце 19 мая открылась выставка «Афро Базальделла. Цвет эмоции», впервые в России представляющая творчество художника, полотна которого позволяют проследить эволюцию изобразительных средств и колорита в послевоенной итальянской живописи.
Экспозиция, в которую вошли 56 полотен, созданных в период с 1935 по 1975 г., отражает вехи творческого пути мастера, раскрывая свойственное работам Афро «праздничное восхваление света и жизни» (как писал в 1960 г. в своей монографии о живописи Джеймс Дж. Свини, в ту пору – директор Музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке).
Крупнейший итальянский абстракционист Афро Базальделла (1912–1976), известный как Афро (художник подписывал свои работы лишь именем), родился в небольшом городке Удине недалеко от Венеции. Его отец и дядя были декораторами, два старших брата впоследствии стали скульпторами. Пройдя обучение во Флоренции, Венеции и Риме, в 1931 г. Базальделла получил в Венеции диплом по классу живописи. Уже в двадцать лет в Милане прошла его первая монографическая выставка. С 1935 г. Афро регулярно выставлялся на Квадриеннале в Риме и Биеннале в Венеции.
Ранние произведения итальянского мастера, созданные им в 1930-е и первую половину 1940-х гг., следуют традиции фигуративной картины. В работах Афро этого времени очевидно его внимание к самым разным направлениям, от официального Новеченто с его монументальностью и традиционализмом, до «метафизической живописи» Джорджо де Кирико. Интерес к творчеству последнего, а также к сюрреализму ощутим в картине Афро «Осень». Живописные мотивы и приемы художников так называемой «римской школы» Базальделла разработал в «Римском Форуме». Перед войной он увлечен творчеством Джорджо Моранди, чей метод всматриваться и вслушиваться в повседневность был созвучен поискам Афро («Натюрморт», 1941).
В 1937 г. в Париже Базальделла познакомился с кубизмом, что стало для него первым шагом к беспредметности. Влияние Пабло Пикассо и особенно Жоржа Брака сказалось в ряде картин середины 1940-х гг., в частности в «Натюрморте с кофемолкой». Пережив творческий кризис в 1946–1947 гг., после почти двухлетнего «молчания» Афро попробовал синтезировать приемы кубизма с абстрактной живописью действия.
В 1950 г. художник переехал в Америку и начал выставляться в галерее Кэтрин Вивиано. В американский период творчества, особенно после знакомства с живописью Арчила Горки, Афро, хоть и не сразу, отошел от фигуративности. В основе изобразительной структуры его работ начала 50-х гг. остается реальность. Так, в «Негре из Луизианы» он еще отталкивается от конкретного пластического мотива, хотя и сильно его перерабатывает. В картинах середины 1950-х гг. очертания становятся менее определенными, пятна – более расплывчатыми. Например, в «Мальчике с быком» и в этюдах к «Мальчику с индюком» строгая геометрия и четкие контуры сменяются каллиграфичной линией и неясным, свободно растекшимся пятном. Постепенно образ, лишенный явной формы, доходит до почти полной дематериализации («Подводная охота»). В конце концов зрительный образ теряет всякую определенность и наглядность. Усиливается интенсивность цвета, из хаоса ярких пятен, вибрации мазков и сплетения линий рождается новое, эмоционально насыщенное пространство.
На Венецианской биеннале 1952 г. Афро выставлялся с «Группой Восьми», при поддержке критика Лионелло Вентури. Таким образом, восстановилась его связь с земляками Пиццинато, Биролли, Сантомазо, Туркато, Ведова, вместе с которыми он представлял линию абстрактной и «конкретной» живописи.
На Венецианской биеннале 1956 г. Афро получил премию «Лучший живописец Италии». В последующие два десятилетия он активно выставлялся, преподавал в Америке и Италии. В 1958 г., наряду с Пабло Пикассо, Хансом Арпом, Александром Колдером, Хоаном Миро, он был приглашен для создания росписей в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже. Два эскиза к монументальному «Саду надежды», исполненному тогда Афро, показывают, насколько важен для него не только цвет, но и рисунок, несмотря на его кажущуюся произвольность.
В 1970-е гг. в произведениях Афро вновь появился намек на изобразительность. В работах, перекликающихся с живописью Пикассо и Миро, яркие пятна вновь обрели четкий контур, образуя некие органические формы. В те же годы художник, уже тяжело больной, почти отошел от живописи, обратившись к печатной графике и шпалерам. В 1973 г. Афро переехал в Цюрих, где спустя три года умер. В 1978 г. Галерея современного искусства в Риме устроила большую монографическую выставку его работ, признав его одним из крупнейших итальянских мастеров послевоенного времени.
Выставка организована Государственным Эрмитажем совместно с издательством «Иль Чиньо Галилео Галилеи» (Рим), при участии Архива Афро (Рим), Национальной галереи современного искусства (Рим), при поддержке Министерства иностранных дел Итальянской Республики, Министерства культуры Итальянской Республики, Итальянского института культуры в Санкт-Петербурге и Генерального консульства Итальянской Республики в Санкт-Петербурге.
Выставка будет открыта до 20 сентября.