Мистика помогла археологам сделать уникальную находку
Эта история кажется настоящей мистикой, но она произошла в реальности. Сон 7-летнего Алеши из глухого мордовского села неожиданно материализовался в уникальную археологическую находку, проливающую свет на одно из главных межклановых сражений Древней Руси.
Сон в руку
Дело было минувшей зимой. Краеведу, археологу и исследователю истории мордвы Сергею Девятайкину позвонил знакомый, житель одного из сел Инсарского района Мордовии, и рассказал о загадочном случае, взбудоражившем всех местных. Как-то утром родители 7-летнего сельского паренька Алеши заметили у него на ключице свежий шрам. Он не напоминал обычную бытовую царапину, а походил на след от ранения. Мальчишка почти все время был под присмотром родителей и не мог получить такое увечье. На все расспросы отвечал: "Вы ничего не знаете, я видел рыцарей, там была битва, и в меня попала стрела..."
Сергей Девятайкин, чрезвычайно заинтересовавшись рассказом, отправился в село, поговорил с мальчишкой, и по описаниям того выходило, что во сне он видел место, известное в народе как Тюрема Пайдла - в переводе на русский Гора Битвы. Толком, правда, никто из местных не мог объяснить, откуда такое название. Но неожиданно все сошлось одно к одному.
Что нашли?
Вооружившись металлоискателем, Сергей Девятайкин отправился на эту гору с отцом мальчика. Долго искать не пришлось. Прибор запищал практически сразу же, и исследователи осторожно начали копать. Почти тут же им стали попадаться наконечники стрел. "Их было столько, - делится Сергей Девятайкин, - что впору предположить, будто на этом месте, говоря современным батальным языком, велся огонь из всех видов вооружений, и его плотность была очень высокой".
Кроме наконечников стрел, в раскопе нашли бронзовые перстни. На большинстве из них содержались некие узоры, а на одном - изображение человека. Размер перстней позволяет предположить, что их обладателями были мужчины. Вероятно, воины-мужчины, имевшие отношение к одному клану.
С необычными находками предстояло детально разобраться, что и поспешили сделать с помощью историков. И вот какие подробности об артефактах Горы Битвы узнали. Согласно историческим данным, в XI-ХII и первой половине XIII века воины из племен, живших на территории современной Мордовии, вовсю применяли наконечники с бронебойными проникателями удлиненно-треугольных, ромбовидных узких и широких форм. Во второй половине XIII века уже используются другие наконечники стрел - широкие лопатковидные срезни. Точно такие же были ранее на вооружении монголов. Подобные стрелы применялись против конницы - попадая в лошадь, они перерезали ей сухожилия.
В погребениях на мордовской земле наконечники стрел встречаются почти всегда. А вот с перстнями дело обстоит сложнее. Эта находка - настоящая редкость. Сергей Девятайкин уверен, что поскольку в мордовской истории перстням и всяким амулетам всегда придавалось исключительное значение, а начертанные на них узоры несут некий сакральный смысл, то сами перстни служили оберегом владельцам. Эта версия не лишена основания, а вообще в истории перстни воинов - целое явление. Ими отмечали доблесть, подчеркивали принадлежность к определенному клану, многие передавались из поколения в поколение. Некоторые исследователи полагают, что существовал особый культ перстней воинов, пришедший из Золотой Орды. На этом предположении следует остановиться, поскольку оно позволяет строить догадки о том, что же все-таки за сражение могло произойти на той самой Горе Битвы.
Столкновение интересов
Старший научный сотрудник Чувашского государственного института гуманитарных наук, кандидат искусствоведения Дмитрий Мадуров считает находку уникальной, поскольку она может являться, по его словам, материальным подтверждением русско-мордовского противостояния за обладание укрепленным городищем в устье Оки. По крайней мере в исторических источниках описываются переговоры по этому поводу мордовского правителя Абрамки (Обрана) с неким русским князем. В ответ на требования русского князя о сдаче города и дальнейшей платы дани мордовский правитель ответил будто бы, что он - выборное лицо, а такие важные решения, как сдача неприятелю города, принимаются всенародно. Завуалированный отказ и спровоцировал битву.
- Если находки действительно относятся к XI-XIII векам, то в этот период битва у мордовских воинов могла быть только с русскими, - убежден Дмитрий Мадуров. - На территории нынешнего Инсарского района находились земли Волжской Булгарии, населенной мордовской народностью мокша. С запада земли непосредственно соприкасались с владениями Рязанского, Муромского и Владимиро-Суздальского княжеств. Пользуясь тем, что основные силы мордовского войска в те времена были отвлечены на битву с татаро-монголами, русские князья часто совершали грабительские набеги на мордовские территории.
Есть и еще одна версия событий, происходивших на Горе Битвы. Ее излагает историк Сергей Святкин, предположивший, что это могла быть битва между северо- и южномордовскими племенами. То есть такая местечковая разборка. Историк считает, что к началу XIII века объединительный процесс внутри мордовских племен привел к тому, что у них, по сути, оказалось двое правителей - инязоров. Имена двух крупнейших инязоров документально зафиксированы летописями. Северные, эрзянские, племена были объединены под властью Пургаса, а южные, мокшанские, под властью Пуреша. Северяне находились в военно-политическом союзе с Волжской Булгарией, а южане пребывали в вассальной зависимости у великого князя Владимирского и имели военные контакты с половцами. Это приводило к столкновениям между северным и южным кланами, одно из которых и могло состояться на горе в Инсарском районе.
Феномен раны
Загадка Горы Битвы почти разгадана. Но остается другая загадка: как мальчик увидел бой тысячелетней давности, о котором он ничего знать не мог? Не знали о битве и его родители, а потому знания ребенку передать не могли, испугав его страшным рассказом на ночь. Конечно, можно представить, что буйное воображение ребенка каким-то образом воплотилось во сне. Но как объяснить шрам от ранения у мальчика Алеши? В принципе известны совершенно необъяснимые случаи возникновения следов боевых ран у детей. Природа их происхождения не понятна до сих пор и вряд ли когда-либо откроется. Они - словно зашифрованные послания предков, которые пожелали, чтобы об их подвиге узнали потомки.
Все это странно
Ольга Зеленцова, кандидат исторических наук, ведущий сотрудник Института археологии РАН:
- Я не знаю следов битв XII-XIII веков в Инсарском районе. Очень может быть, что находки относятся к разинскому или пугачевскому периоду. Однако перстни с изображением людей были в ходу в основном в хазарские времена (650-969 годы). Их находили и в мордовских могильниках, правда, в Инсарском районе подобных раскопок прежде не было, эти территории очень мало изучены.
Геннадий Белорыбкин, археолог, доктор исторических наук:
- На глубине полутора метров остатки битвы не могут находиться. Это однозначно погребение. Следы битв остаются на поверхности и только слегка прикрыты дерном. Люди сражались на земле, на нее все и падало. Чтобы наконечники стрел и перстни сами попали на глубину более метра, нужно было специально копать яму или должны пройти сотни тысяч лет.
Александр Морозов, врач-психиатр Городской клинической больницы им. С. П. Боткина:
- Случаи возникновения шрамов от несуществующих ранений известны медицине, они рассматриваются в курсе психиатрии. Но здесь реальные факты во многом перемешаны с вымыслом и слухами, по-настоящему такое происходит раз в сто реже, чем об этом говорят. Однако, хотя наука не может объяснить подобные явления, они происходят. Самый известный пример - когда во время гипноза к человеку прислоняют холодный предмет, но говорят, что это раскаленный утюг, то возникает ожог. Подобное может произойти и если человек внушит себе, что увиденное во сне - реальность.
Совпадение же сразу трех факторов - битва во сне, шрам от ранения и археологические находки на указанном мальчиком месте - можно объяснить только теорией Карла Юнга о коллективном бессознательном. Он считал, что душа человека и сознание связаны с общемировым информационным полем.
Григорий Санин