Красота спасет

Красота спасет

25.05.2009
Новости

Недавно открывшийся Центр изящных искусств на Волхонке – проект беспрецедентный. Собрать ведущие европейские галереи, специализирующиеся на антиквариате высочайшего качества, под одной – и под какой! – крышей под силу только тем, кто точно понимает, зачем и для кого это делается. В данном случае все четко: идея Центра родилась не из абстрактного желания следовать тренду «игра в искусство», а практически из бытовой необходимости.
Архитектурное бюро Ольги Фейман Il Centro Nuovo начинало в «дикие» девяностые с частных интерьеров. «Клиенты тогда были интересные, – вспоминает она, – авангард своего поколения». В какой-то момент те, кто мог позволить себе все, поняли, что очередной яхтой и частным самолетом уже никого не удивишь, и они обратились к искусству: выделяться хорошим вкусом – это было что-то новенькое. Начали с родного, русского. Новоявленные коллекционеры обзаводились «ручными» искусствоведами и «пачками» скупали Айвазовского, Коровина, Поленова. Когда насытились, обратили взгляд на Европу. «Поняли наконец, что Шишкин никак не может стоить дороже Брейгеля», – подтверждает Ольга Фрейман. За натюрморты и пейзажи приходилось сражаться не на шутку: хозяева уважаемых итальянских и – особенно – французских галерей не считали нужным показывать «этим диким русским» самые ценные экземпляры своих сокровищниц. Новые времена сместили акценты: русские вдруг стали желанными гостями. На главной ярмарке антиквариата TEFAF в Маастрихте – сплошь и рядом родная речь. В частных лавках – жесткий торг и такое знакомое «за треть цены – возьму». Кроме того, клиент, по словам Ольги, оказался само-обучаем: «Если три года регулярно бывать на аукционах, общаться с экспертами и немного ориентироваться в истории, то в конце концов станет очевидно, что столиков, созданных Булем специально для Марии-Антуанетты, больше 10 штук никак не может существовать». Конечно, был момент, когда все вдруг переключились на современное искусство и кинулись тратить миллионы на Херста и Кунса. Эта волна продержалась пару лет и схлынула. «Актуальное искусство – в сути своей эпатаж, шумиха. Многие играли в это, но потом насытились, – рассуждает Ольга Фрейман. – К тому же в случае с contemporary легко прогадать и в итоге чувствовать себя дураком: что это за клякса? Что хотел сказать художник? В случае же с полотнами Боттичелли ничего разъяснять не нужно ни себе, ни гостям. Даже Энди Уорхол предпочитал жить среди картин XVI–XVII века и мебели XVIII века». Словом, снова спасибо кризису: как известно, в нестабильные времена люди возвращаются к корням, а от экспериментов держатся подальше. Так что количество желающих стать обладателями антикварных канделябров и консолей, а также каминных полок и паркетных досок увеличилось в разы. Так у Il Centro Nuovo родилась идея избавить заказчиков от головной боли, обеспечив им постоянный доступ к прекрасному – собрать лучших европейских арт-дилеров в удобном для всех месте. Таким местом оказался Храм Христа Спасителя. «Важно понимать, что сам храм здесь ни при чем, – поясняет Ольга Фрейман. – Центр располагается на территории, принадлежащей фонду Храма Христа Спасителя, а это вовсе не одно и то же». Более двух тысяч квадратных метров на минус первом этаже комплекса делят между собой около десятка арт-дилеров с мировой известностью, галереи, чьи имена – уже гарантия: французские Andrée Macé и La Pendulerie, итальянские Romigioli и Guido Bartolozzi, английские Partridge и Robert Bowman. «Этот проект – не амбиции, не самореализация. Это бизнес, – утверждает его идейный вдохновитель. – Если люди готовы тратить такие деньги – пусть хотя бы покупают действительно красивые вещи!» Впрочем, есть кое-что и помимо коммерческой выгоды: здесь планируется школа искусств для детей. Идея использовать вместо учебников настоящие символы эпох пришла в голову Михаилу Швыдкому – он же будет отвечать и за ее реализацию. Еще одно громкое имя в проекте – принцесса Кентская, жена двоюродного брата королевы Елизаветы. Являясь «лицом» крупнейшего британского арт-дилера Partridge Fine Arts, она поддерживает российских коллег словом и делом. Однозначно, с такой командой Volkhonka Fine Arts Centre обречен на успех.

Мария Мозолевская