Сокровища зарыли в подземелье
Экспозиция антиквариат
В подземельях под улицей Волхонкой открылся новый, огромный и оборудованный по последнему слову техники антикварный центр. Сейчас в нем выставлено около сотни полотен старых мастеров из римской галереи Cesare Lampronti. Любую картину можно купить — ее цена обозначена прямо на этикетке. На открытии побывала ТАТЬЯНА Ъ-МАРКИНА.
Открытие Volkhonka Fine Art Centre, не стесняясь, можно назвать революцией на антикварном рынке России. Такой же эффект пять лет назад произвело открытие первого Московского международного салона изящных искусств. Антикварный центр на Волхонке будет работать постоянно, причем его можно свободно посетить каждый — достаточно купить билет. И это стоит сделать хотя бы ради того, чтобы прогуляться под землей от храма Христа Спасителя в сторону ГМИИ имени Пушкина. Выставочная площадь центра — 2 тыс. кв. м, отделанных заново и безупречных с точки зрения дизайна и условий хранения произведений искусства.
Революционна и концепция нового центра, задача которого — "обеспечить искушенным российским покупателям доступ к антиквариату мирового уровня от наиболее авторитетных галерей Европы по ценам европейского уровня". Как рассказал "Ъ" генеральный директор Volkhonka Fine Arts Centre Алексей Волобаев, "центр создан для двух категорий покупателей — коллекционеров, которые не могут или не хотят ездить на заграничные аукционы сами, и на декораторов, которые теперь могут выбрать и показать клиентам интерьерную европейскую живопись прямо в Москве". На открытии центра доктор Чезаре Лампронти, римский антиквар, из галереи которого происходят выставленные сейчас Volkhonka Fine Arts полотна, отметил: "Русские ориентированы на украшение своих домов".
Итак, задача нового антикварного центра — "обеспечить искушенным российским покупателям доступ к антиквариату мирового уровня от наиболее авторитетных галерей Европы по ценам европейского уровня". За "искушенных" спасибо. Теперь о ценах. "Европейского уровня" — это, как организаторы объясняют, значит недорого. Цены на все картины написаны прямо на этикетках. Они, как объясняют организаторы, вполне прозрачны — это страховая стоимость полотна (картины застрахованы в американской компании ACP с перестраховкой у Ллойда) плюс честные 10% в пользу Volkhonka Fine Arts Centre. Однако сравнение цен на этикетках с ценами на европейских аукционах, к которому на открытии призвал сам господин Волобаев, дает неоднозначные результаты.
На произведения некоторых художников XVII века русским покупателям предлагается сразу поставить мировые рекорды. Например, полотно "Царь Мидас" фламандца Корнелиса Шута оценено в ?340 тыс. При этом самое дорогое полотно этого фламандского живописца эпохи барокко продано на Sotheby`s за ?164 тыс. (в 2004 году). Картина Джованни Батиста Руопполо "Натюрморт в саду" оценена в ?350 тыс., в то время как самая дорогая картина художника стоила ?331 тыс.
Картина "Натюрморт с цветами в вазе в интерьере дворца" француза Жана Батиста де Фонтенэ, работавшего под патронажем Людовика XIV, оценена в ?130 тыс. В далеком 1994 году за полотно этого художника заплатили ?189 тыс., все последние продажи не превышали ?40 тыс. Картина "Путники на отдыхе возле гостиницы" голландского живописца Антониуса ван Хаена происходит из замка Мариенбург, из коллекции Ганноверского королевского дома, распродажу которой Sotheby`s провел в 2005 году: полотно было оценено в ?6-9 тыс., а ушло за ?30 тыс. Осенью прошлого года на торгах Bruun Rasmussen полотно предлагалось с эстимейтом в ?60 тыс. и покупателя не нашло. В Москве оно стоит ?85 тыс.
С другой стороны, например, "Натюрморт с тыквой" голландца Виллема ван Эльста продается всего за ?55 тыс., притом что на аукционах его полотна уходили под миллион. С годами все дорожает, к тому же над многими полотнами произведена огромная реставрационная работа — она тоже стоит денег. Это требование рынка — полотно должно иметь "товарный вид", особенно если оно предназначено для украшения стен.