Консультант выставки `Эпоха Фаберже` Татьяна Мунтян: `Предметы от Фаберже объединяли европейскую монархическую родню`
В Музее личных коллекций открывается выставка "Эпоха Фаберже". Перед зрителями предстанут многочисленные сокровища ювелирного искусства вековой и более давности. О деталях и общем смысле экспозиции корреспондент "Известий" побеседовал с консультантом проекта, старшим научным сотрудником Музеев Московского Кремля Татьяной Мунтян.
вопрос: В основе выставки лежит коллекция Малкольма Форбса, приобретенная Виктором Вексельбергом пять лет назад. Однако известно, что это собрание существенно расширилось за последнее время. Что же именно будет представлено публике?
ответ: Часть знаменитого собрания Форбса, можно сказать, его ядро, за прошедшие годы не раз демонстрировалась, причем не только в Москве, но и в Петербурге, Перми, Иркутске, Екатеринбурге и других городах. Передвижная выставка состояла из семи десятков экспонатов, среди которых важнейшими, пожалуй, были девять пасхальных яиц, принадлежавших когда-то императорской семье. На этот раз коллекция Форбса будет показана практически полностью. В 2004 году у наследников медиамагната было приобретено порядка 180 предметов. Из них несколько вещей имеют клейма других ювелиров, некоторые из приобретенных - в реставрации. Все остальное включено в состав экспозиции, так что зрители смогут оценить коллекцию как целостное культурно-историческое явление. Кроме этого, можно будет увидеть и другие произведения Фаберже, а также некоторых его современников.
в: Кого вы имеете в виду?
о: Речь о русских ювелирах конца XIX - начала ХХ века, тоже работавших для царского двора. Все это целенаправленно приобреталось фондом "Связь времен" на крупнейших мировых аукционах. Суммарно на выставке окажется больше трехсот предметов. Отдельный зал посвящен теме "Святые образы". Это иконы в драгоценных окладах, изготовленных придворными фирмами Овчинникова, Хлебникова, Морозова. Работ фирмы Фаберже здесь немного, поскольку она не специализировалась на культовых предметах. Потому и дано выставке название "Эпоха Фаберже": хотелось показать достижения и других известных мастеров той поры, которая справедливо считается периодом расцвета русского ювелирного искусства. Некоторые из них были не только конкурентами Карла Фаберже, но иногда и его партнерами. Например, он сотрудничал с выдающимся мастером Федором Рюкертом, чьи оклады тоже присутствуют в экспозиции. Стоит заметить, что драгоценных окладов работы Рюкерта нет в собраниях государственных музеев.
в: А что еще удалось добавить к коллекции Форбса?
о: Императорских пасхальных яиц не покупали: их просто не было в эти годы на аукционах. Зато приобретались "жемчужины" иного рода. Когда-то сам Фаберже задумывал их как предметы утилитарные и художественные одновременно. Ведь основная идея эпохи заключалась в том, чтобы сделать быт искусством, а искусство - бытом. Карл Фаберже работал именно в этом направлении. Любое его изделие отличалось не только техническим совершенством, но и художественной неординарностью. Сейчас на аукционах они продаются в разряде "обже де фантази" (objets de fantasie) - этот французский термин означает особую сферу в прикладном искусстве.
в: Пожалуйста, приведите примеры.
о: К таким "обже де фантази" относятся некоторые изделия с гильоше-эмалями (особый способ обработки металлического изделия, после чего на нем образуется узор, просвечивающий сквозь эмалевую поверхность. - "Известия"). Предметы подобного рода иногда носили мемориальный характер и принадлежали известным историческим персонам, мировой элите. Фонду "Связь времен" в последние годы удалось приобрести немало уникальных работ с гильоше-эмалями - в частности, принадлежавших постоянному клиенту фирмы Фаберже барону Леопольду де Ротшильду. Для него по специальному заказу была создана коллекция в фирменных "скаковых" цветах барона - желтом и синем. Ротшильд любил дарить друзьям и знакомым именно вещицы от Фаберже. Между прочим, без работ Фаберже контакт между аристократами или августейшими особами был бы затруднен. Известен факт, что императрица Мария Федоровна была неприятно удивлена открытием филиала фирмы Фаберже в Лондоне. Прежде у нее не существовало проблем с подарками сестре, английской королеве Александре, и ее родственникам - надо было лишь заказать что-то у Карла Фаберже. Теперь же, как она сообщала накануне Рождества в письме Александре, "глупый Фаберже открыл свой магазин в Лондоне, у вас все есть, и ничего нового придумать не могу, вот и злюсь". Предметы от Фаберже связывали воедино европейскую монархическую родню. На выставке будут экспонаты, принадлежавшие когда-то датскому, греческому и другим королевским домам.
в: Вы ведь наверняка сталкивались с неоднозначным отношением к наследию Фаберже в искусствоведческой среде. Дескать, это все историзм, эклектика, потакание вкусам аристократии, а вовсе не настоящее искусство...
о: Совершенно не согласна с такой точкой зрения. Человек всегда существует в определенных обстоятельствах, и художник в том числе. Карл Фаберже был сыном эпохи историзма, он работал в исторических стилях - как и все ведущие европейские ювелиры того времени. Эклектика тогда приветствовалась в качестве прогрессивного веяния. Так что Фаберже вслед за остальными интерпретировал ретроспективные стили, однако слепым копированием никогда не занимался. Он делал вдохновенные вариации, его работы всегда несли на себе отпечаток свежего умственного движения. А то, что он обладал глубоким знанием искусства прошлого, можно отнести только к плюсам. Карла Фаберже называли "грамотным ученым-ювелиром". Например, он реставрировал археологическое собрание Эрмитажа, и первая его коллекция представляла собой как раз копии античного золота.
в: Почему он так поступил?
о: Да потому что эта тенденция была популярна тогда во всем мире. Фаберже доказал, что освоил приемы древнего мастерства. В дальнейшем он не только интерпретировал мотивы ренессанса, рококо, ампира, но и стал одним из лидеров ар-нуво, новой декоративности. Для того чтобы это ощущать, надо знать творчество Фаберже во всем спектре. Действительно, его старший мастер Франц Бирбаум писал, что художников фирмы не мог прельстить стиль модерн из-за "распущенности форм и разнузданности фантазий". Но это касалось в основном петербургских мастеров. Зато в Москве, где у Фаберже была большая фабрика и широкая клиентура, обожавшая модерн, производилась масса вещей в стиле ар-нуво. Он был талантливым предпринимателем и работал в тех стилях, которые были понятны и пользовались популярностью среди его современников. Его работы 1910-х годов - предметы из платины, в частности, - намного опережают время, в них можно увидеть признаки нарождающегося стиля ар-деко. Трудно сказать, к чему могли бы привести эти эксперименты, если бы с революцией не закончилась история фирмы... К тому же когда о манере Фаберже говорят слегка морщась, то забывают о том, что этот стиль создавали в том числе и знаменитые художники, с ним сотрудничавшие, - Леонтий и Александр Бенуа, Крыжицкий, Серов, скульптор Фредман-Клюзель. Этих людей по определению невозможно упрекнуть в отсутствии вкуса. Как и самого Карла Фаберже, который лично курировал все проекты своего предприятия и пользовался большим уважением не только в аристократической, но и художественной среде своего времени.
Дмитрий Смолев