Sotheby’s не попал по движущейся мишени

Sotheby’s не попал по движущейся мишени

08.05.2009
Новости

Итоги аукциона Sotheby’s Impressionists and Modern Art, прошедшего в Нью-Йорке вечером 5 мая, стали для арт-рынка новым «испытанием на прочность». Sotheby’s преподнес довольно неприятный сюрприз, обнародовав самый низкий результат в данной категории за последние 8 лет. В результате, торги, призванные доказать, что «все не так плохо», показали лишь то, что все далеко не так уж и хорошо.
С одной стороны, Sotheby’s добился весьма неплохих результатов по проценту продаж: 29 из 36 представленных на торгах лотов нашли своих новых владельцев. Тем не менее итоговые сборы остановились на отметке $61 370 500, не оправдав самых скромных ожиданий аукционного дома. После 2001 г. это стало самым низким результатом для вечерних торгов импрессионизма и модернизма Sotheby’s в Нью-Йорке.
Залог успешного завершения торгов заключался в продаже двух центральных работ – «Портрета дочери» Пабло Пикассо и бронзового «Кота» Альберто Джакометти. Оба топ-лота, оцененные в $16 000 000–24 000 000, могли бы принести аукционному дому недостающие 30–50 миллионов, но так и не были проданы. Компенсировать «недостачу» не смогли ни Клод Моне, ни Огюст Ренуар, ни портреты Тамары де Лемпицка, которые пользовались довольно высоким спросом.
За несколько часов до начала торгов агентство Standard & Poor’s понизило кредитный рейтинг Sotheby’s до уровня «BB». По словам многих экспертов, неудача с продажей Пикассо и Джакометти может усугубить ситуацию. Так, владелец чикагской Richard Gray Galler Пол Грей (Paul Gray) убежден, что теперь аукционному дому будет куда сложнее привлекать на торги произведения высшего уровня.
Как сам Sotheby’s, так и независимые эксперты связывают неудачу с продажей топ-лотов с неправильным ценообразованием. По словам Андре Крэйн (Gagosian Gallery), «эстимейты были слишком агрессивными». Саймон Шоу (Simon Show), глава отдела Sotheby’s Impressionist and modern art, называет цены в разделе искусства модернистов «движущейся мишенью», попасть по которой, как видно, далеко не просто.
Возвращаясь к положительным моментам, нужно отметить достаточно высокий процент продаж, равный 81 %. Картины импрессионистов, представленные в более приземленном ценовом диапазоне, уверенно продавались в пределах эстимейта. «Парусник в притоке Сены» Клода Моне ушел с молотка за $3 498 500 (эстимейт $1 200 000–1 800 000). Картина Пьера-Огюста Ренуара «Клод Моне и мадам Анрио» принесла аукционному дому $3 218 500 при стартовой оценке $1 500 000. Стоимость картины Камиля Писсарро «Наводнение в Сержи-Понтуаз» поднялась в ходе торгов с $900 000 до $2 994 500.
Самый высокий результат продемонстрировала геометрическая абстракция Пита Мондриана «Композиция в черном и белом с двойными линиями». Итоговая стоимость холста составила $9 266 500 при оценке $3 000 000–5 000 000.
Четыре картины кисти польской художницы Тамары де Лемпицка, выставленные на торги из коллекции немецкого дизайнера Вольфганга Юппа (Wolfgang Joop), принесли аукционному дому $13 800 000. Самая дорогая работа, портрет Марджори Ферри, ушла с молотка в пределах эстимейта за $4 898 500. Следующий лот, портрет графини де ла Салле, был продан за $4 450 500.
12 мая Sotheby’s проведет в Нью-Йорке вечерние торги современного искусства, выставив на продажу 49 лотов, включая работы Дж. Кунса, Ж. Баскии, Р. Раушенберга и М. Киппенбергера. Смогут ли они заинтересовать коллекционеров, покажет время. Сейчас можно сказать, что аукционный дом довольно осторожно подошел к вопросу ценообразования, и это гарантирует, что неудавшиеся продажи одного или нескольких топ-лотов не обернутся провалом всех торгов.