Цена мушкетера

Цена мушкетера

30.04.2009
Новости

Помог тут кризис или не помог, но на ближайшие аукционы импрессионистов и модернистов Sotheby`s и Christie`s попали отличные произведения искусства ХХ века из хороших частных коллекций. Каталоги вечерних торгов обоих аукционных домов похудели вдвое против прошлогоднего, но тем не менее в каждом из них можно найти произведения уровня шедевров, причем давно не бывавшие на рынке.
На вечерних торгах Sotheby`s два топ-лота, и даже трудно решить, какой из них лучше. Это "Портрет дочери художника в возрасте двух с половиной лет" Пабло Пикассо ($16-24 млн) и "Кот" Альберто Джакометти ($16-22 млн).
Свою дочь Майю, которая родилась у возлюбленной художника Мари-Терез Вальтер, в течение 1938 года Пикассо писал несколько раз — в музеях и частных коллекциях мира есть варианты с лодочкой, куклой, лошадкой. Живопись художника в этот период, уже после создания "Герники", довольно мрачная. Рождение дочери не помешало Пикассо завести новый роман — и в эти годы он чаще всего портретирует Дору Маар, изо всех сил искажая и терзая ее лицо и тело. "Портрет дочери" в общем-то написан в той же жесткой манере, но то ли из-за гармоничного сине-бирюзового колорита, то ли из-за того, что трогательность детского личика с ямочкой на подбородке не способен испортить даже сползший на сторону нос, эта картина полна жизнерадостного настроения. Майя сидит в матросском костюмчике, смешно растопырив толстые ножки и пальчики и зажав в руках игрушечный кораблик.
Своего "Кота" Альберто Джакометти сделал в 1951 году, тогда же, когда и свою гораздо более знаменитую "Собаку", в шкуре которой художник якобы однажды себя почувствовал. "Собаку" москвичи и петербуржцы, как и жители других столиц мира, видели на выставках; а вот этот худощавый кот появляется на публике впервые. Как и шагающие люди скульптора, он истончен почти до предела, превращен в идею кота, отлитую в бронзе.
Пожалуй, впервые на торгах появится сразу так много картин Тамары де Лемпики. Слава этой художницы, олицетворявшей тип "эмансипированной женщины" первой половины ХХ века, имела несколько резких взлетов и падений. Светская жизнь в дореволюционном Петербурге, брак с польским адвокатом Лемпицким, в 1917 году бегство в Париж, роман (якобы) с Габриэлем д`Аннунцио и превращение в де Лемпику — лишь небольшая часть биографии этой энергичной и одаренной женщины. В 1930-х годах художница переехала в США, где продолжала портретировать светских персон (по большей части женщин, к которым питала склонность) и жить насыщенной богемной жизнью. Ее первые большие выставки прошли в 1960-х и были встречены холодно, но в последнее время, на волне моды на ар-деко, холодные, гедонистические портреты Тамары де Лемпики привлекают большой интерес. Десять картин художницы попали на Sotheby`s из собрания немецкого модельера Вольфганга Йоопа, основателя марок Joop! и Wunderkind. "Портрет герцогини де ла Салль" 1925 года (эстимейт $4-6 млн) — это монументальное изображение женщины с коротко подстриженными волосами, в мужской блузе и ярко начищенных сапогах; фон выдает знакомство художницы с кубизмом. На "Портрете Марджори Ферри" 1932 года ($4-6 млн) Тамара де Лемпика превращает парижскую певицу кабаре в богиню — она закутана в нечто античное и изображена на фоне дорических колонн, ее светлые кудри ложатся жесткими, будто стальными завитками, и только ярко-красный маникюр свидетельствует о том, что эта красавица создана не из мрамора.
На Christie`s тоже есть портрет кисти Тамары де Лемпики, отличная иллюстрация ее собственного стиля, созданного из французского кубизма, итальянского маньеризма, германского нового реализма и голливудского шика 1930-х. "Портрет мадам М." оценен в $6-8 млн. Самое дорогое полотно на аукционе Christie`s — это "Мушкетер с трубкой" Пабло Пикассо 1968 года. Картина оценена в $12-18 млн, учитывая, что в 2004 году то же самое плотно было продано на Christie`s за $7,2 млн, а рынок сейчас не на пике — такой эстимейт кажется слишком смелым.
Christie`s представляет еще одного Пикассо — это "Женщина в шляпе", которую продает Джулиан Шнабель, кинорежиссер и дизайнер. Автор фильмов "Баскья" (о поп-художнике Жан-Мишеле Баскья) и "Скафандр и бабочка" (о редакторе журнала Elle) купил картину в 1989 году и повесил в своей гостиной "для вдохновения". Вещь и вправду сильная, хоть и написана совсем уже старым Пикассо, за два года до смерти: женщина с лицом самого художника, с ухмылкой уставившаяся на зрителя. Картина оценена в $8-12 млн.
Сразу несколько серьезных вещей попали на вечерний аукцион Christie`s из коллекции Кэрел Гимбел-Лебворт, американки, семья которой владела универмагами Gimbels на Бродвее. Скончавшаяся в сентябре 2008 года, Гимбел-Лебворт собрала внушительную коллекцию работ главных художников конца XIX—начала XX века. Из ее собрания происходит "Обнаженная с белым полотенцем", написанная Анри Матиссом в 1902-1903 годах, то есть еще до того, как он вместе с Андре Дереном и Морисом Вламинком выставился на парижском "Осеннем салоне" 1905 года. Именно тогда резкие, яркие, энергичные краски этих художников потрясли публику и один из критиков дал художникам прозвище "дикие" (фовисты). Это полотно некоторое время принадлежало Жану Пюи, другу Матисса, тоже художнику-фовисту; сейчас оно оценено в $2-3 млн.
Название полотна дадаиста и сюрреалиста Макса Эрнста "Malediction а vous les mamans" 1928 года (Christie`s, $7-9 млн) можно перевести как "Проклятие матерям". Задача сюрреалистов — передавать реальность подсознательного — здесь решена с оглядкой на античность: фигурки на холсте то ли сливаются в объятиях, то ли тщетно пытаются оторваться друг от друга.
Самые интригующие публику течения модернизма ХХ века — сюрреализм и дадаизм — оказались удачно представлены на Christie`s. Здесь есть коллаж Жана Арпа (который вместе с Максом Эрнстом возглавлял группу немецких дадаистов в Кельне), который некогда принадлежал главе французских дадаистов Андре Бретону (1925 год, $400-600 тыс.), а также работы Хоана Миро и Рене Магритта.
Нью-Йорк, 5 и 6 мая

Татьяна Маркина