Наследство домохозяйки

Наследство домохозяйки

30.04.2009
Новости

Сектор современного искусства, по-видимому, больше всего пострадал от кризиса. Однако искусство искусству рознь — и на стоимость работ многих художников, представленных на торгах "Послевоенное и современное искусство", кризис смог оказать разве что легкое "корректирующее" действие. Это художники 1950-1970-х годов, абстракционисты-экспрессионисты и поп-артисты, произведения которых во всем мире уже считаются классикой, а в Америке — и вовсе национальным достоянием.
В этом мае больше всего повезло аукционному дому Christie`s — он распродает коллекцию Бетти Фриман. Она была фотографом и покровительницей современной музыки, композитор Джон Кейдж (тот самый, что написал пьесу, состоящую из 4 минут и 33 секунд тишины, и еще одну — для 12 радиоприемников) посвящал ей свои авангардные произведения. Бетти Фриман скончалась в январе этого года в возрасте 87 лет — и теперь работы, украшавшие ее дом, выставлены на торги.
Коллекционировать произведения современных ей художников Бетти Фриман начала в 1950-х. Первыми в ее коллекции стали картины абстрактных экспрессионистов, культивировавших спонтанный автоматизм и добивавшихся, чтобы их рука водила кистью по холсту бессознательно. Например, Сэм Фрэнсис — его маленькое "Синее и желтое" ($300-400 тыс.) и большое "Серое" ($2-3 млн) состоят из расплывающихся мазков-амеб. Потом коллекционерша перешла к поп-артистам — "Портрет Мана Рэя", сделанный в 1974 году Энди Уорхолом, продается теперь за $2-4 млн. В саду Бетти Фриман стояла скульптура Класа Ольденбурга "Ластик" (1976, $1,4-1,8 млн), увеличенная до монументального размера и воплощенная в стали канцелярская резинка. В гостиной висела "Шалунья" ($4-7 млн) Роя Лихтенштейна — сделанный в растровой технике "римейк в стиле поп-арт" картины Пабло Пикассо "Купальщица с надувным мячом на пляже" 1932 года.
Но главная картина выставленной на торги коллекции — "Домохозяйка из Беверли-Хиллз" Дэвида Хокни, созданная в 1966 году. В середине 1960-х этот британский художник, внеся свой вклад в создание образа "свингующего Лондона", познакомился с Энди Уорхолом и переехал в Лос-Анджелес, яркое солнце и голубые бассейны которого надолго стали главными героями его картин. Художник попросил Бетти Фриман разрешить ему написать бассейн в ее дворе, но в итоге вместо бассейна написал ее саму на веранде дома. Огромная картина (длиной более трех метров) оценена в $6-10 млн. Всего на аукцион Christie`s будут выставлены двадцать работ из коллекции Фриман, их общая стоимость составляет $26-39 млн.
Как всегда, неожиданно среди прочих работ выглядит картина Джона Бальдессари "Painting for Kubler", состоящая из текста, написанного на холсте. Бальдессари, американский художник-концептуалист, вначале комбинировал изображения и текст. В 1960-е (когда и была написана эта картина) он отказался от изображения вовсе; а в 1980-х годах начал использовать изображения без текста — такую работу художника можно увидеть на торгах Phillips de Pury ("Персонаж с подушкой", 1991 год, $300-400 тыс.).
Ричард Дибенкорн, абстрактный экспрессионист второго поколения, тоже работал в разные периоды в совершенно разных изобразительных системах: в 1960-х он был фигуративным живописцем, а в начале 1970-х превратился в абстракциониста — рисуя при этом пейзажи. Выставленная на торги картина ($4-6 млн) относится к его серии "Океан-парк", якобы изображающей виды местечка Оушен-парк в Калифорнии.
Раннюю фигуративную картину Дибенкорна можно найти на Sotheby`s — это "Плетеное кресло" 1959 года с оценкой в $1,8-2,5 млн. Самый дорогой лот на торгах Sotheby`s легко определить, едва перелистав каталог или бросив взгляд на предаукционную выставку — это яйцо-подарок, завернутое в блестящую фольгу, перевязанное ленточкой и увеличенное до двухметрового размера. В умении высмеять китч и одновременно собрать деньги с его любителей с Джефом Кунсом никто не сравнится — яйцо оценено в $6-8 млн (эта цена — настоящий антикризисный подарок; в прошлом году скульптуры Кунса продавались по $20 млн).
Еще один герой-провокатор на торгах Sotheby`s — Мартин Киппенбергер, один из самых значительных немецких художников 80-90-х годов ХХ века. Сейчас в МОМА в Нью-Йорке идет его большая ретроспектива, включающая все жанры и техники, в которых работал художник — живопись, скульптуру, инсталляции, книги, музыку. Картина "Без названия" со странным одноногим персонажем в белых трусах — это на самом деле автопортрет художника ($3,5-4,5 млн).
Роберт Раушенберг — художник, имя которого уже 20 лет назад было во всех учебниках истории искусства (несмотря на то, что сам он при этом благополучно здравствовал). Современник Энди Уорхола и друг Джаспера Джонса, он не был поп-артистом, хотя поп-арт многим обязан ему. Например, именно Роберт Раушенберг первым начал использовать технику шелкографии, которая прежде считалась годной только для рекламной продукции. На Sotheby`s продается его картина "Transom" 1963 года, одна из первых в серии "Шелкографическая живопись" ($4-6 тыс.).
Большой любитель шокировать публику — американский скульптор Роберт Гобер. Он испытывает страсть к мусору и еще к человеческим волосам, которыми покрывает любые предметы, например, натуралистично сделанную головку сыра. В 2001 году Роберт Гобер представлял США на 49-й Венецианской биеннале, а в прошлом году его то ли скульптура, то ли инсталляция, изображающая торчащую из стены волосатую ногу в сером носке и коричневом ботинке, была продана на нью-йоркском Phillips de Pury за $3,2 млн. На Sotheby`s Гоберу принадлежит муляж поросшей волосами попы (по очертаниям мужской), на которую нанесены ноты ($2,5-3,5 млн).
На Phillips de Pury в те же $2,5-3,5 млн оценены "Пшеничные хлопья" Роберта Гобера — это увеличенная до двухметрового размера пачка хлопьев для приготовления каши. Увеличившийся пропорционально пачке мальчик на этикетке, наверное, симпатичный в миниатюре, превращается в необъяснимо отвратительное чудовище, скалящее белые зубы на беззащитную кашу.
Филип Гастон, друг и ровесник Джексона Поллока — второй лидер аукциона Phillips de Pury. Этот художник гораздо менее известен, чем Поллок, хотя тоже некоторое время был абстрактным экспрессионистом — пока не передумал и не вернулся к фигуративу. Экспрессионистом Филип Гастон остался; он изображает обычно карикатурно-деформированные предметы в духе комиксов на беспокойном розовом или сером фоне. "Тревога" 1975 года — это натюрморт с телефоном и бутербродом, которые явно находятся друг с другом в каких-то сложных взаимоотношениях ($1-1,5 млн).
Sotheby`s 12 мая, Christie`s 13 мая, Phillips de Pury 14 мая