Два поколения Рерихов возглавили русские торги
Русский аукцион Christie’s, прошедший в Нью-Йорке 24 апреля, завершился с результатом $13 225 125. По словам директора международного отдела русского искусства Christie’s Алексея Тизенгаузена, итоговые сборы превысили ожидания аукционного дома. «Соотношение проданных лотов к предложенным составило 72 процента, статистика в денежном выражении – 81 процент. Мы наблюдали большую активность со стороны коллекционеров из России, а также из Америки и Европы», – рассказал он, комментируя результаты аукциона.
Christie’s выставил на торги 24 апреля 269 лотов. Здесь были представлены живопись и графика выдающихся русских художников, таких как Н. Рерих, П. Челищев, Н. Гончарова и Р. Фальк, а также произведения декоративно-прикладного искусства, включая множество эмалей Фаберже.
Самый высокий результат продемонстрировал «Портрет Николая Рериха в тибетском одеянии» работы Святослава Рериха (1904–1993), проданный за $2 994 500 против эстимейта $900 000–1 100 000. Портрет был написан через несколько лет после переезда Святослава Рериха в Индию в 1933 г. и считается одним из самых значительных произведений в творческом наследии художника. Святослав Рерих изобразил своего отца, используя характерные для православной иконописи живописные приемы – это обратная перспектива в изображении зданий на красочном фоне, фронтальное изображение фигуры, неопределенный источник света, центральное доминирующее положение фигуры на холсте. Именно эти приемы в сочетании с архитектурой тибетского храма и буддийскими символами выделяют настоящую работу из множества других.
Картины самого Николая Рериха, пейзажи «Величайшая и святейшая Тангла» и «Монастырь Шакуган, Тибет», принесли аукционному дому соответственно $1 426 500 и $242 500. Обе работы были проданы с превышением эстимейта, при этом первая превысила стартовую стоимость почти в пять раз.
Не менее высоким спросом пользовалось декоративно-прикладное искусство. Топ-лотом этого раздела стала роскошная серебряная супница, созданная в Москве около 1795 г. Стоимость предмета поднялась в ходе торгов с $20 000 до $338 500. Настоящая «война ставок» развернулась, по словам Тизенгаузена, за работы Фаберже. Здесь можно отметить «Ландыш», проданный за $314 500 (эстимейт $150 000–250 000), а также халцедонового «Попугая» работы Михаила Перхина – это произведение принесло аукционному дому $290 500 (эстимейт $30 000-50 000). Большое внимание коллекционеров привлекли предметы с перегородчатой эмалью и рамки для фотографий работы Фаберже. Так, двухцветная рамка с позолотой, оцененная в $30 000–40 000, ушла с молотка за $140 500.
По словам Джеймса Хести, руководителя отдела русского искусства Christie’s, прошедшие торги стали подтверждением того, что российский арт-рынок находится «в здравом состоянии».