Тайна золотой маски

Тайна золотой маски

28.04.2009
Новости

В коллекции Государственного Эрмитажа хранится три золотые маски. Найденные относительно недалеко друг от друга, они относятся к разным временам. Самой замечательной из них, без всякого сомнения, является маска из так называемой гробницы Рескупорида.

Археологические исследования на юге России начались в 1830 г. с раскопок кургана Куль-Оба в окрестностях Керчи. В 1837 г. удача улыбнулась директору Керченского музея Антону Балтазаровичу Ашику. В это время он руководил раскопками большого кургана в районе села Глинище, где располагалось одно из самых больших кладбищ Пантикапея – столицы Боспорского царства, возникшего в V в. до н. э. из греческих колоний по берегам Керченского пролива. Внутри кургана был найден каменный саркофаг, в котором археолог обнаружил скелет женщины, предположительно царицы. Все ее тело было усыпано золотыми бляшками, голову украшал широкий золотой венок. Но не это поразило первооткрывателя больше всего – лицо умершей закрывала золотая маска с прекрасно выполненными портретными чертами. Подобной находки в античных некрополях Боспорского царства больше не было найдено. В саркофаге и вокруг также находились многочисленные вещи из золота, серебра, бронзы, железа и даже кожи. Особый интерес вызвало большое серебряное блюдо, на обратной стороне которого было выбито имя царя Рескупорида. Сразу же появилось предположение, что в саркофаге похоронена жена Боспорского правителя.
Император Николай I увидел вещи из погребения с золотой маской на выставке, приуроченной к его приезду в Керчь. Он с огромным интересом осмотрел экспонаты и велел переправить их в Санкт-Петербург. Некоторые второстепенные предметы остались в Керченском музее и были впоследствии утеряны.
Наряду с золотой маской и венком, среди предметов были: небольшой золотой флакон с крышкой, богато украшенный гранатами, два широких браслета, серьги в форме амфор, простая золотая гривна, а также несколько перстней; около трех сотен бляшек, нашитых на одежду или ткань, которой покрывали умершего. Также найдены остатки ожерелья и несколько бусин. Присутствуют простое бронзовое зеркало и остатки золотого веретена, большое количество серебряных и бронзовых сосудов, в том числе несколько кувшинов, ложки, котелок, ковш, богато украшенный рельефами круглый сосуд с крышкой, огромный бронзовый таз. Особенно стоит отметить остатки двух наборов бляшек, сохранившихся от конской узды. На них помещены изображения тамги – родового сарматского знака. Кроме того, найдены бронзовые ножка и обкладка от каких-то предметов мебели.
Столь разнообразный набор предметов обратил на себя внимание ученых. Многие детали погребения, описанные первооткрывателем, стали вызывать сомнение специалистов. Часть вещей, например зеркало и веретено, вполне уместны в захоронении женщины, а конская сбруя и железные мечи более уместны в мужской могиле. Может быть, захоронение принадлежало не женщине, а мужчине – самому царю Рескупориду? С другой стороны, царей с таким именем на престоле Боспорского царства было целых шесть! Кому же принадлежали женские вещи? Специалистов смущало и некоторое несоответствие между собой предметов из кургана, которые относились ко времени от II до IV в. н. э., что очень необычно для единовременного захоронения.
Выставка в Арапском зале Зимнего дворца, открывшаяся 21 апреля, впервые демонстрирует зрителю хранящиеся в Эрмитаже все предметы из так называемой гробницы Рескупорида. В преддверии выставки специалисты Эрмитажа, других научных центров России и зарубежья тщательным образом исследовали архивные материалы и вещи из кургана. Удалось выяснить, что маска изображает мужское лицо. Большинство предметов из захоронения относится к III в. н. э. Тем не менее можно предполагать, что в кургане были последовательно сделаны два захоронения, одно из которых было женским, а другое мужским. Первое из них приходится на начало III в. н. э., а второе на начало IV в. н. э. Повторное использование старых курганов было обычным для того времени. Скорее всего, А. Ашик, по обыкновению археологов той поры, занимался одновременными раскопками в нескольких местах и лично не присутствовал при открытии саркофага. Вывод о захоронении царицы он сделал, осмотрев весь набор вещей, часть из которых находилась снаружи саркофага и принадлежала первому захоронению. Впрочем, это только одна из гипотез – золотая маска еще не открыла всех своих тайн.
Использование масок при захоронениях античного времени в Северном Причерноморье – большая редкость. В коллекции Эрмитажа содержатся также одна маска из кургана около древнегреческой колонии Ольвия, другая, с прорезанными отверстиями для рта, носа и глаз, происходит из сарматского кургана в Поднепровье. Не исключено, что этот обычай в редких случаях применялся именно сарматами и близкими к ним боспорскими царями. Для сравнения на выставке представлены еще несколько погребальных масок, происходящие из Древнего Египта, могильников Таштыкской культуры в центральной Сибири, а также железная боевая личина (прикрытие лица) из половецкого кургана. Экспозиция дает возможность увидеть, сколь разнообразным были прикрытия лиц умерших в различных древних культурах.
Выставка будет открыта до 6 сентября.
Государственный Эрмитаж
Санкт-Петербург, Дворцовая наб., д. 34
Тел.: +7 (812) 571 3465, 571 8446, 710 9079