Антиквары задействовали внутренние резервы
В столичном Музее духовных сокровищ открылась выставка "Частная коллекция", приуроченная к презентации новосозданной Гильдии антикваров Украины. В экспозицию вошли 124 предмета из собраний членов гильдии: иконы XV-XVIII веков, антикварная мебель, предметы декоративно-прикладного искусства, скульптура и, конечно, украинская и русская живопись конца ХIХ-ХХ веков. Рассказывает МАРИЯ ХАЛИЗЕВА.
Идея создания организованного сообщества антикваров и коллекционеров витала в воздухе давно, но договорились об этом вроде бы только сейчас. Гильдия антикваров Украины (ГАУ) – общественная организация, которая призвана объединить участников антикварного рынка с целью, что называется, оптимизации сил и ресурсов. Представляя гильдию, ее председатель правления, владелец киевского Музея духовных сокровищ Игорь Понамарчук, первым делом назвал фактически главную задачу объединения – пролоббировать изменения в законодательство о перемещении культурных ценностей в части отмены 25-процентной пошлины на ввоз антиквариата и освобождения импортеров прекрасного от уплаты НДС.
Пока что ГАУ, президентом которой единогласно был избран народный депутат Дмитрий Табачник, насчитывает три десятка членов, в основном из числа киевских антикваров и коллекционеров, что в масштабах общенациональной организации вроде бы совсем немного. Но и в этом небольшом реестре не хватает многих авторитетных имен: например, соучредителя галереи "Ню Арт" Николая Белоусова и владельца галереи и аукционного дома "Антик-центр" Александра Брея, которые, как стало известно Ъ, проинформированы, но не спешат войти в новосозданную организацию.
Что касается презентационной выставки, разместившейся в залах Музея духовных сокровищ на Десятинной, то она, конечно, исключительно интересна. Хотя бы потому, что такие экспозиции крайне редки: видимо, многие любители прекрасного все еще помнят несколько громких скандалов начала 2000-х годов, касающихся подлинности показанных публично вещей из частных коллекций, и предпочитают не афишировать свои собрания. А значит, увидеть шедевры, не попавшие в музейные фонды, можно только вот так, с оказией.
В четырех залах музея выставили 124 предмета – от икон XV-XVIII веков до фарфоровой скульптуры и антикварной мебели. Но самый интересный и многочисленный стринг экспозиции – безусловно, живопись и графика русских и украинских художников конца ХIХ-ХХ веков: такое количество работ столь исключительного качества редко увидишь вне стен государственных музеев и вне заезжих выставок топ-лотов столпов мирового арт-рынка. Имеется и красочный каталог, в котором, правда, уйма ошибок.
По понятным причинам никакой системности в экспозиции нет: каждый член ГАУ представил по два-три экспоната, которыми, надо думать, особенно гордится. И в самом деле, довольно тяжело не восхищаться прекрасной в своей задумчивости "Маленькой швеей" Алексея Харламова или умелой передачей тончайших нюансов настроений героев игриво-интимного "Отдыха по дороге в Киев" знаменитого академика Владимира Маковского. Точек приложения особого внимания на выставке множество – от безукоризненно выписанных портретов Александра Мурашко и красивейшего ню Владимира Бехтеева до чудесных жанровых сценок Николая Пимоненко и Федота Сычкова. Здесь же – великолепные лирические пейзажи Сергея Светославского, Сергея Васильковского, Константина Крыжицкого, Александра Орловского и Иосифа Бокшая, которые, кажется, одинаково эффективно воздействуют и на простого зрителя, и на коллекционера. Ну и, конечно, никуда не делись обожаемые украинскими коллекционерами цветочные натюрморты Сергея Шишко: висят себе между пейзажами Адальберта Эрдели и букетами Николая Глущенко и Алексея Шовкуненко. Хоть по минимуму, но имеются в наличии известные "парижане" Василий Хмелюк и Хаим Сутин, а к ним – огромное композиционно хитрое полотно "Ремонт музыкальных инструментов" Василия Яковлева.
Впрочем, если уж подходить к вопросу придирчиво, то можно отметить диссонанс, который вносят в стройный экспозиционный ряд некоторые работы. Самый очевидный пример – пейзаж "Киев. Верховная рада" Василия Чегодара, художника, безусловно, видного, но все-таки не дотягивающего до заявленного макроуровня. Вместе с тем в присутствии этой работы на презентационной выставке ГАУ можно усмотреть невольный иронический намек: на ней изображено как раз то самое здание, где будут приниматься решения о судьбоносных для украинского арт-рынка законодательных изменениях и где работают многие украинские коллекционеры.