На CHRISTIE’S выставлены произведения русского искусства
Нью-Йорк - Торги аукционного дома Christie’s “Русское искусство” пройдут в Нью-Йорке 24 апреля 2009 года. На них будут представлены произведения русского искусства во впечатляющем диапазоне с XVIII по XXI вв. В разделе произведений русского декоративно-прикладного искусства лидирует “Ландыш” работы Карла Фаберже. Кроме того, в данном разделе будут широко представлены предметы, выполненные в технике перегородчатой эмали, и более 60 работ фирмы Карла Фаберже. В разделе живописи особого внимания заслуживают два полотна кисти Давида Бурлюка, самые значительные из всех, что появлялись на аукционах за последние несколько лет - “Парикмахер без головы” и “Всадник-смерть”. Кроме того, вниманию коллекционеров будет представлена картина Святослава Рериха “Портрет Николая Рериха в тибетском одеянии”.
Появление на торгах “Ландыша” работы Фаберже, выполненного из золота, нефрита и горного хрусталя с бутонами из жемчуга, около 1900 года - это само по себе выдающееся событие. Эстимейт работы составляет от $150,000 до 250,000. “Ландыши” были изготовлены в мастерской Карла Фаберже в количестве менее 100 экземпляров, и некоторые из них были приобретены императрицей Александрой Федоровной и вдовствующей императрицей Марией Федоровной Романовыми, а также другими членами царской семьи.
В разделе декоративно-прикладного искусства также будет представлен набор для пунша из позолоченного серебра, украшенный эмалью клуазоне работы Фаберже около 1896-1908 годов (эстимейт: $250,000-350,000). Этот набор, состоящий из вазы, восьми чашек, подноса и ковша, представляет собой превосходный образец работы московских мастерских Фаберже, для произведений которых в эти годы характерна подобная богатая цветовая палитра.
Фигурка попугая из халцедона с вкраплениями золота, сидящего на перекладине из позолоченного серебра, покрытого эмалью гильоше, работы Фаберже 1896-1903 годов оценена экспертами в $30,000-50,000. Сочетание драгоценных камней с эмалью довольно необычно для фигурок животных работы Фаберже. Экземпляры, подобные этому, крайне редки на рынке антиквариата и могут быть обнаружены только в музеях или крупных частных коллекциях, например в Британской Королевской коллекции Фаберже.
Среди топ-лотов раздела декоративно-прикладного искусства также будет представлена супница из позолоченного серебра с чернью с клеймом Семена Кузова около 1795 года (эстимейт: $20,000-30,000). Эта супница была выполнена по заказу графа Николая Петровича Шереметева, происходящего из одного из самых древних и влиятельных родов в России. Отдельного внимания заслуживают необычная и изящная серебряная рамка, выполненная в Санкт-Петербурге по заказу царской семьи в 1896-1908 годах, в которой находится фотография Николая II (эстимейт: $100,000-150,000) и редкая икона-триптих в окладе из позолоченного серебра с перегородчатой эмалью работы Федора Рюкерта (эстимейт: $180,000-220,000).
Творчество Давида Бурлюка будет представлено на аукционе двумя работами, аналогов которым не появлялось на рынке на протяжении многих лет. Бурлюк был исключен из Московского училища живописи, ваяния и зодчества за пропаганду авангардного искусства. После того как в 1921 году Бурлюк переехал в США, его творчество уже не укладывалось в привычные рамки существующих на тот момент направлений в живописи, несмотря на очевидную предрасположенность к густым слоям краски в стиле постимпрессионистских полотен Винсента Ван-Гога.
Полотно Бурлюка 1912 года “Парикмахер без головы” является, возможно, одной из его самых важных работ кубофутуристического периода (эстимейт: $300,000-500,000). Эта картина зачастую рассматривается экспертами как своеобразный ответ Бурлюка на полотно Михаила Ларионова “Офицерский парикмахер”, которое было написано на три года раньше. Бурлюк считается отцом русского футуризма, и его творчество заметно повлияло на мировоззрение художников второй 1910-х годов.
Работа Бурлюка 1911 года “Всадник-смерть” отмечает завершение раннего этапа творчества художника, во время которого он использовал в своих полотнах сложные композиционные решения и испытывал сильное влияние русского народного творчества (эстимейт: $300,000-500,000). Название полотна, по мнению некоторых искусствоведов, является аллюзией на название объединения “Синий всадник”, совместно с участниками которого Бурлюк впервые выставлял свои работы в 1911 году. Оба полотна ранее были частью собрания известного американского коллекционера Макса Граника.
“Портрет Николая Рериха в тибетском одеянии” кисти Святослава Рериха, написанный в 1933 году, считается одним из самых значимых произведений в творческом наследии художника (эстимейт: $900,000-1,100,000). Святослав Рерих считал, что при создании портрета художник должен делать акцент на отдельных чертах, которые являются наиболее важными, и опускать те, которые, скорее всего, разрушат целостность образа. В этом портрете значительное внимание уделяется буддистским символам и реалистичному архитектурному фону.
Полотно Владимира Орловского “Весенний день. Украина” 1882 года было выполнено в период, когда художник часто ездил в Крым (эстимейт: $200,000-300,000). Орловский часто писал украинские пейзажи; особенности света южного солнца и изощренное внимание художника к деталям делают данное полотно уникальным.
Среди девяти работ Николая Рериха на предстоящем аукционе особого внимания заслуживает пейзаж из цикла “Шамбала” - “Величайшая и святейшая Тангла” 1929 года, один из немногих дошедших до наших дней горных пейзажей Рериха из этого цикла (эстимейт: $300,000-500,000).
Работа Натальи Гончаровой “Лилии”, выполненная в пастельных тонах, оценена экспертами в $100,000-150,000.
Аукцион: Нью-Йорк, Рокфеллер Центр, 24 апреля
Предаукционный показ: 18-23 апреля