Koller увидел `свет в конце тоннеля`
Швейцарский аукционный дом Koller подводит итоги весенних торгов, прошедших в Цюрихе с 23 по 30 марта. Хорошие сборы и высокий процент продаж в таких разделах, как живопись старых мастеров, русское искусство, букинистика и искусство Востока подтвердили рентабельность этих, наиболее традиционных направлений антикварного рынка. Общие сборы мартовских торгов превзошли показатели прошлого года и дошли до отметки CHF 16 000 000 (?10 600 000).
«Наиболее востребованными оказались проверенные временем, традиционные направления, – говорит руководитель аукционного дома Сирил Коллер (Cyril Koller). – В этих условиях мы оказались в наиболее выгодном положении, поскольку всегда уделяли особое внимание соответствующим направлениям, в то время как многие другие дома переключились на более популярное современное искусство». «Koller также развивает отделения современного искусства и модернизма, но делает это не во вред традиционным направлениям, которые всегда были ключевым элементом нашего бизнеса», – добавляет он.
Помимо высоких сборов, мартовские торги продемонстрировали неожиданно высокий процент продаж, что стало следствием разумного ценообразования и качества выставляемых на торги предметов. Многие лоты были проданы со значительным повышением эстимейтов. Так, натюрморт Питера Класа (Pieter Claesz), выставленный на торги из частной коллекции, ушел с молотка за CHF 288 000 при эстимейте CHF 90 000–150 000. Французские бронзовые часы в стиле Людовика XVI были проданы за рекордную цену CHF 108 000 (эстимейт CHF 60 000–90 000) .
Самые высокие результаты достигнуты в категории русского искусства, что во многом было обеспечено сильным присутствием российских коллекционеров. Здесь прежде всего необходимо отметить картину В.Д. Поленова (1844–1927) «Женщина, идущая по лесной тропинке», которая более полувека хранилась в частной коллекции в Швейцарии. Оцененная в CHF 200 000–300 000, она принесла Koller все CHF 974 500, став главным топ-лотом аукционной недели. Шедевр куплен анонимным коллекционером из России. Марина И.К. Айвазовского «Парусные суда вблизи берега» ушла с молотка за CHF 595 000 (эстимейт CHF 400 000–700 000) , что стало вторым результатом аукциона. Картина «Страдания Христа» кисти В.М. Васнецова (1848–1926) была продана за CHF 300 000 при старте всего в CHF 60 000. Покупатель этой картины также из России.
«Вопреки распространенному мнению, в мире осталось большое количество коллекционеров, которые готовы тратить серьезные суммы на произведения искусства высокого качества, – резюмирует господин Коллер. – Рынок, конечно же, пострадал, но, по всей видимости, он стабилизировался на том уровне, где находился в 2005 г.»