Ван Гог. Что слышится в имени гения?

Ван Гог. Что слышится в имени гения?

30.03.2009
Статьи и обзоры

Сегодня, 30 марта – день рождения Винсента Ван Гога, необыкновенного, выдающегося художника – гения, не признанного и не понятого в своё время, чьё искусство пронизано горячей любовью к жизни, простому трудовому человеку и природе.
Ван Гог... Что представляется вам при звуке этого имени? Для меня это короткое звукосочетание наполнено экспрессией и яркими взрывами цветных и солнечных пятен…
А ещё возникают образы каких-то клубящихся потоков: энергично переплетающиеся между собой, они убегают вдаль, свиваясь в спирали, и вдруг выстреливают яркими брызгами, как при рождении новых звёзд…
"Красные виноградники в Арле" - единственная картина, которую удалось при жизни продать бедному художнику
Короткое энергичное имя, ассоциирующееся со странной, живой энергией… Короткая, до предела наполненная жизнь…
37 лет жизни. Всего-то! Но потому и не выдержала душа, взорвался мозг от экспрессивной, бьющей через край наполненности…
Природа обычного человеческого существа не вынесла того дьявольского (или божественного?) напряжения и накала чувств, которые бушевали в нём. В самый плодотворный свой творческий период – а это были семь последних лет жизни – художник писал по картине, а то и по две в день!
Никто из последующих за ним не взял эту высоту. Он стал последним, истинно великим и недосягаемым художником в истории, кто мог за такой короткий период создать столько шедевров. Около тысячи картин, и почти столько же рисунков – таково творческое наследие Ван Гога.
Рисунки мастера не зря упоминаются наряду с картинами – большинство его графических работ столь же совершенны, как и лучшие картины маслом.
«Что такое рисунок? Это пробивание дороги через железную стену, которая как бы стоит между тем, что ты чувствуешь, и тем, что ты можешь сделать...» – по этому лаконичному, но полному смысла, высказыванию художника можно судить, что одинокий полусумасшедший жил далеко не дикими инстинктами.
Сегодня трагическая жизнь Винсента Ван Гога и преподносится, и воспринимается как священная легенда. Но когда он вёл полуголодное, почти нищенское существование, окружающие презирали его. Он привык к такому отношению, потому что с детства не видел ласки.
Родился Винсент Ван Гог 30 марта 1853 года в голландской деревне Гроот Зюндер, в семье священника. Кроме него – старшего сына, в семье было еще пятеро детей. Родной отец не замечал никого из них, кроме младшенького Тео, а Винсента откровенно недолюбливал.
Впоследствии жизнь добродушного и отзывчивого Тео причудливым образом переплелась с жизнью Винсента – и более удачливый младший брат, чем только мог, помогал старшему – и морально, и материально. Родственники же, во главе с отцом, вынесли Винсенту однозначный приговор: никчёмная личность и отпетый неудачник.
Это произошло после того, как в 1876 году его уволили из компании по продаже картин за некомпетентность. После нескольких дальнейших неудачных попыток как-то обустроить свою жизнь, вся родня – кроме Тео, махнула на него рукой. С этого времени Винсент становится одиноким и свободным. Даже слишком одиноким и слишком свободным… Всем обывателям, где бы ни поселялся Ван Гог, был непонятен и странен «этот ненормальный», дни и ночи проводящий за мольбертом, возящийся с красками и кистями.
Даже Кристина – женщина, с которой он какое-то время сожительствовал, и та бросила его. Все, кто видел её, отзывались о ней с отвращением. Кристина происходила из низших слоев общества – она была некрасива, беззуба и неряшлива, но Ван Гог, тем не менее, был по-своему привязан к ней и часто изображал ее на своих картинах.
Долгое время художник жил в Арле в полном одиночестве, питаясь кое-как, перебиваясь с хлеба на кофе, и много пил. Его друг Поль Гоген, с которым они познакомились в Париже, переехав к нему в октябре 1888 года, тяготился скукой провинции и рвался в Париж. Это очень расстраивало Винсента и, потеряв контроль над собой, он бросился на Гогена с бритвой, но не решился напасть. Ночью, всё ещё пребывая в возбуждённом состоянии, он отрезал себе ухо. Гоген передал его на попечение монахинь, вызвал Тео и, дождавшись его, спешно уехал, чтобы больше никогда не встретиться с Винсентом.
Состояние психики Ван Гога было таким, что в мае 1889 года он добровольно согласился находиться под наблюдением в психиатрической лечебнице в Сен-Реми. Редкие периоды бурной деятельности, когда рассудок прояснялся, сменялись депрессией и равнодушием. Это было время его знаменитых пейзажей с кипарисами и оливами, и натюрмортов с цветами.
Почувствовав в мае 1890 года себя лучше, Ван Гог покинул лечебницу и переселился в Овер-сюр-Уаз к своему другу – доктору Полю Гаше, который был неравнодушен к искусству. Там же, в Овере, художник и написал две свои последние работы – портреты доктора Гаше.
К последним картинам Ван Гога относятся также виды пшеничных полей, изнывающих под тревожным и жарким небом; в них он пытался выразить «грусть и крайнее одиночество».
Ван Гог любил природу страстной, горячей и живой любовью. Он сгорал в этой любви, ни на минуту не задумываясь о собственном спасении. Никто не мог написать такие звезды, такие поля, небо и деревья, как этот человек.
С его уходом история его драматической жизни, полной непонимания и одиночества, стала необычайно популярна. «Героическим подвигом и служением искусству» сразу же после его смерти провозгласили жизнь «самоотверженного» художника, обернувшуюся всемирным ажиотажем и всеобщим интересом, а его имя стало все чаще упоминаться, как имя одного из самых выдающихся мастеров 19 века.
Картины человека, которого никто не хотел признавать при жизни ни как родственника, ни как художника, поднимались и поднимались в цене, а имя Винсента Ван Гога, достигнув головокружительных высот славы, стало частью поп-культуры. При жизни Ван Гог продал всего лишь одну картину – «Красные виноградники в Арле», а ровно через сто лет на аукционе Кристи был продан его «Портрет доктора Гаше» за 82,5 миллиона долларов (рекордная цена среди живописных произведений).
Умер Ван Гог 27 июля 1890 года. Но его самоотверженное искусство, сияющее над человечеством, словно радуга, словно факел, – отражающее и страдания художника, и его борьбу с судьбой, всегда будет примером для других, а повесть американского писателя Ирвинга Стоуна «Жажда жизни» о творчестве художника навсегда останется одним из самых захватывающих повествований.

Марина Дутти