Демонстрация силы
Аукционный дом Sotheby`s проводит предаукционную выставку в Москве. В помещение на фабрике "Красный Октябрь" привезут два десятка топ-лотов предстоящих в ближайшие месяцы торгов — русского аукциона в Нью-Йорке 22 апреля, аукциона импрессионистов-модернистов и современного искусства там же в начале мая и июньских русских аукционов в Лондоне. Подобные мероприятия в последние два года стали привычными — предаукционные выставки в Москве проводили и Christie`s, и MacDougall`s, и даже Bonhams. Но в новых обстоятельствах кризиса выставка приобретает дополнительный смысл: это демонстрация уверенности аукционного дома в том, что искусство еще кому-нибудь (и, в частности, русским) нужно.
Эстимейты привезенных картин выглядят сдержанно, но на распродажные не похожи. Самая дорогая картина среди русских, как принято, Ивана Айвазовского, ее эстимейт $1,5-2 млн. Это полотно "Отплытие Колумба из Палоса" будет топ-лотом апрельских торгов русским искусством Sotheby`s в Нью-Йорке. Картину, как и прочие произведения русского мариниста на тему открытия Америки, Айвазовский показывал на Всемирной ярмарке в США в 1883 году. Sotheby`s уже дважды успешно продавал картины из этой серии и наверняка продаст и третью, тем более что целевая группа для "Отплытия из Палоса" широка — на монументальном полотне изображено отплытие Колумба с Канарских островов, последнего оплота Испании в Атлантическом океане, перед рывком к Новому Свету. Автор привлекателен для русских, сюжет — и для американцев, и для испанцев, и для интернациональной народности "канарцев", владеющих виллами на островах.
На нью-йоркский аукцион также попадет необычная работа Бориса Григорьева под названием "Приготовление блинов Crepes Suzette" (эстимейт свыше $500 тыс.). Два фрагмента разного формата — это то, что осталось от большого полотна с портретом владельца франко-итальянского ресторана Джованни Прамаджоре на Манхэттене, где часто бывал художник. Для Джованни было гораздо важнее изображение блинов, чем его самого, и он попросил художника "отрезать все лишнее". Получилось две картины. Большая из них, на которую попали блины в ассортименте, долгое время оставалась визитной карточкой ресторана и красовалась на фирменных тарелках, меню и спичечных коробках. Обе картины висели в ресторане вплоть до его закрытия в 1980 году. Из нью-йоркской коллекции привезут также полотно Николая Рериха "Меркурий Смоленский" ($500-700 тыс.), изображающее святого мученика Меркурия, выходящего из городских врат, чтобы по велению явившейся ему Богородицы спасти Смоленск от татарского воинства.
Полотно "Святые воины Пересвет и Ослябя" (1920-е годы, £400-600 тыс.) Михаила Нестерова продолжит богатырскую тему на летних торгах Sotheby`s в Лондоне (9 июня). Оно входит в цикл картин о Сергии Радонежском, который художник считал для себя важнейшим. Пересвет и Ослябя — это два воина-монаха, которых Сергий Радонежский послал из своего монастыря в помощь Дмитрию Донскому. Михаил Нестеров написал несколько картин с изображением воинов: то они несутся на белоснежных конях в тумане, навевая ужас на врагов, то, как в выставленном на торги варианте, безмолвно застыли над широким речным простором, охраняя родную землю.
Из-за кризисной ситуации Sotheby`s перенес аукцион современного русского искусства (который уже дважды проходил в феврале-марте в Лондоне) на лето. Торги пройдут 9 июня, и несколько картин из них привезут на "Красный Октябрь". Тут можно будет увидеть соц-арт Александра Косолапова — красный стяг с профилем Ленина и логотипом Coca-Cola (£25-35 тыс.), образец фирменного творчества Гриши Брускина "Логия (фрагмент)" (£70-90 тыс.), двойной портрет "Ольга Михайловна и Наташа" концептуалиста Олега Васильева (£150-200 тыс.). Работы члена московской группы "Коллективные действия" и участника движения апт-арта (квартирного искусства) концептуалиста Георгия Кизевальтера раньше практически не появлялись на аукционах. Теперь Sotheby`s предлагает его эффектную работу "Спи спокойно!" за £25 тыс.
Образцов западного искусства привезут в Москву не слишком много. Самое дорогое произведение среди топ-лотов нью-йоркских торгов импрессионистами-модернистами и современным искусством — бронзовый "Кот" Альберто Джакометти, столь же дематериализованный, как и его знаменитые люди-спички (эстимейт около $16 млн). Творчество Эдварда Мунка представлено довольно спокойной и гармоничной для этого экспрессиониста картиной "Лодки в Асгардстранде" — никто не кричит, только вода беспокойно плещется у причала, а небо психоделически меняет цвет (эстимейт свыше $1,8 млн). Завершают набор две шелкографии Энди Уорхола и "Красный человек" его ученика Жан-Мишеля Баскья.
"Красный Октябрь", 1, 2 апреля
Татьяна Маркина