Маленький реванш большого аукционного дома

Маленький реванш большого аукционного дома

23.03.2009
Новости

Вот уже много лет подряд Sotheby’s и Christie’s, два крупнейших аукционных дома, следуют «нога в ногу», не опережая, но и не уступая друг другу. Вечные конкуренты, они занимают огромный сегмент антикварного рынка, задают тон, определяют критерии ценностей. Они абсолютно равны, но именно в этом равенстве заключается успех векового сосуществования. И если один из них берет верх, второй тотчас находит способ восстановить негласное равновесие.
Когда Christie’s, победив в закулисной борьбе, выиграл право провести распродажу коллекции Ива Сен-Лорана, Sotheby’s, наверное, было о чем задуматься. Ведь то, что предстоящий аукцион покажет небывалые сборы и привлечет широкое общественное внимание, было понятно уже тогда. Но Лоран, к сожалению, лишь один, и Sotheby’s было бы очень непросто найти достойную альтернативу. В какой-то момент внимание экспертов компании привлек особняк в итальянском городке Молтрасио, роскошная вилла «Фонтанелле», принадлежавшая культовому модельеру Джанни Версаче. Большой поклонник изящных искусств, Версаче собрал неплохую коллекцию, часть которой хранилась в его итальянских апартаментах и, наконец, была распродана на торгах Sotheby’s в Лондоне 18 марта.
На первый взгляд, находка специалистов Sotheby’s кажется лишь жалкой тенью «зала шедевров» Ива Сен-Лорана, однако, вне сравнения, она, бесспорно, заслуживает внимания. В конечном итоге Sotheby’s продал одну из самых значительных частных коллекций за последние несколько лет. С молотка аукционного дома ушли более 500 лотов, включая картины XIX в., ценнейшую мебель, скульптуру, мелкую пластику и серебро. Несмотря на то что в коллекции не было представлено ни одного сколь бы то ни было «громкого» шедевра, аукцион не прошел незамеченным. Общие сборы Sotheby’s достигли отметки £7 411 917, а количество проданных лотов составило 98,4 %, что даже больше, чем на торгах коллекции Сен-Лорана.
Главными топ-лотами аукциона стали два итальянских шкафа работы известного краснодеревщика Карла Руза (Karl Amadeus Roos). Обе библиотеки были созданы около 1814 г. по заказу принцессы Полины Боргезе (Pauline Borghese), младшей сестры императора Наполеона I. Они выполнены из ценного дерева, украшены треугольными фронтонами и богатой бронзовой фурнитурой. Первая библиотека ушла с молотка за £601 250 (эстимейт £80 000–120 000), итоговая стоимость второго шкафа дошла до отметки £481 250 (эстимейт £60 000–100 000).
«Кревг и Дамоксен» – две алебастровые скульптуры, выполненные по моделям знаменитого скульптора Антонио Канова (1757–1822), были проданы за £433 250 с превышением стартовой стоимости более чем в 20 раз. Оба изваяния были созданы в Риме в середине XIX в. 21 февраля 1988 г. они были проданы на торгах Sotheby’s в Монако, где, по-видимому, и попали в коллекцию Версаче.
Следующий лот, копия с картины Жака Луи Давида (Jacques-Louis David) «Марс, Венера и Купидон», ушел с молотка аукционного дома за £133 250 при оценке всего в £6000–10 000. Монументальный диптих кисти малоизвестного художника точно повторяет шедевр Давида, хранящийся в Королевском музее изящных искусств в Брюсселе. Немного меньше, £99 650, принесла аукционному дому пара картин «Раненый воин» и «Процессия», обе работы неизвестного мастера французской школы XIX в.
Разумеется, дело не обошлось без эксцессов. Незадолго до начала аукциона Sotheby’s снял с торгов один из главных топ-лотов – «Портрет майора Джорджа Моула» кисти немецкого неоклассициста Иоганна Дзоффани (Johann Zoffany). Как выяснилось, картина, оцененная в £40 000–60 000, была украдена у потомков майора Моула в начале 1980-х гг. и лишь затем оказалась в коллекции Джанни Версаче. Портрет был опознан экспертами британской компании The Art Loss Register после опубликования аукционного каталога.