Шведское правительство решит судьбу картины Нольде

Шведское правительство решит судьбу картины Нольде

20.03.2009
Новости

Наследники еврейского предпринимателя Отто Натана Дойча (Otto Nathan Deutsc), вынужденного бежать из Германии незадолго до начала Второй мировой войны, обвиняют шведский Музей современного искусства в нежелании решать вопрос о возвращении картины Эмиля Нольде, принадлежавшей их предку и оказавшейся в коллекции музея. Споры вокруг картины, утраченной в начале 1938 г. и появившейся на одном из шведских аукционов в 1960-х гг. длятся с 2002 г. Сегодня, по прошествии 7 лет ожидания, пожилые наследники обвинили музей в применении «тактики затягивания» и обратились в министерство культуры Швеции с просьбой вмешаться и вернуть картины.
Отто Дойч бежал в Амстердам в конце 1938 г., оставив в Германии коллекцию картин, в том числе работу Эмиля Нольде «Цветник», стоимость которой составляет сегодня порядка $4 000 000. Личные вещи Дойча должны были прибыть в Голландию вслед за ним, но, по версии судоходной компании, транспорт попал под обстрел и так никогда и не добрался до Амстердама. Отто Дойч прожил остаток жизни в нищете и умер естественной смертью в 1943 г. В начале 1960-х гг. его наследники, которые также подверглись гонениям со стороны нацистского режима, получили компенсации от судоходной компании и правительства Германии.
После войны две картины Эмиля Нольде из коллекции Дойча, «Цветник» и «Маки и розы», были обнаружены в галерее Roman Norbert Ketterer в Штутгарте. Через несколько лет они были проданы на торгах в Швейцарии, причем «Маки и розы» приобретены частным лицом, в то время как «Цветник» оказался в коллекции шведского Музея современного искусства, где и находится до сих пор.
Первый иск семьи Лорка-Дойч к музею был подан в 2002 г. На протяжении 7 последующих лет стороны пытались найти компромиссное решения, что так и не дало результатов. Сообщается, что на определенном этапе переговоров истцы предлагали выплатить им 75% от рыночной стоимости холста и возвратить $200 000 в качестве пожертвования музею. 12 марта текущего года наследники Отто Дойча написали письмо в министерство культуры Швеции, где обвинили музей в затягивании переговоров и сообщили, что «их терпение закончилось». По словам замминистра культуры Маркуса Хартманна (Marcus Hartmann), рассмотрение этого дела потребует некоторого времени. «В целом, наша точка зрения остается такой, как и раньше. Мы предоставляем решение этого вопроса музею», – говорит он. Руководство музея, в свою очередь, сообщает, что «ищет выходы из ситуации», и апеллирует к решению правительства.
Дело семьи Лорка-Дойч является далеко не единственным. По информации нью-йоркской правозащитной организации Jewish Claims Conference, в годы нацистской власти были конфискованы либо утрачены 65 000 произведений искусства, каждое из которых может иметь своих законных владельцев. Также нужно отметить, что Швеция входит в число 44 государств, подписавших в 1998 г. так называемое «Вашингтонское соглашение» – документ, регламентирующий политику правительства относительно вопросов Холокоста. Соглашение предписывает находить «справедливые и честные» решения по отношению к законным владельцам произведений искусства, утративших их в годы нацистской власти. Однако юридической силы этот документ не имеет.