Шведское правительство решит судьбу картины Нольде
Наследники еврейского предпринимателя Отто Натана Дойча (Otto Nathan Deutsc), вынужденного бежать из Германии незадолго до начала Второй мировой войны, обвиняют шведский Музей современного искусства в нежелании решать вопрос о возвращении картины Эмиля Нольде, принадлежавшей их предку и оказавшейся в коллекции музея. Споры вокруг картины, утраченной в начале 1938 г. и появившейся на одном из шведских аукционов в 1960-х гг. длятся с 2002 г. Сегодня, по прошествии 7 лет ожидания, пожилые наследники обвинили музей в применении «тактики затягивания» и обратились в министерство культуры Швеции с просьбой вмешаться и вернуть картины.
Отто Дойч бежал в Амстердам в конце 1938 г., оставив в Германии коллекцию картин, в том числе работу Эмиля Нольде «Цветник», стоимость которой составляет сегодня порядка $4 000 000. Личные вещи Дойча должны были прибыть в Голландию вслед за ним, но, по версии судоходной компании, транспорт попал под обстрел и так никогда и не добрался до Амстердама. Отто Дойч прожил остаток жизни в нищете и умер естественной смертью в 1943 г. В начале 1960-х гг. его наследники, которые также подверглись гонениям со стороны нацистского режима, получили компенсации от судоходной компании и правительства Германии.
После войны две картины Эмиля Нольде из коллекции Дойча, «Цветник» и «Маки и розы», были обнаружены в галерее Roman Norbert Ketterer в Штутгарте. Через несколько лет они были проданы на торгах в Швейцарии, причем «Маки и розы» приобретены частным лицом, в то время как «Цветник» оказался в коллекции шведского Музея современного искусства, где и находится до сих пор.
Первый иск семьи Лорка-Дойч к музею был подан в 2002 г. На протяжении 7 последующих лет стороны пытались найти компромиссное решения, что так и не дало результатов. Сообщается, что на определенном этапе переговоров истцы предлагали выплатить им 75% от рыночной стоимости холста и возвратить $200 000 в качестве пожертвования музею. 12 марта текущего года наследники Отто Дойча написали письмо в министерство культуры Швеции, где обвинили музей в затягивании переговоров и сообщили, что «их терпение закончилось». По словам замминистра культуры Маркуса Хартманна (Marcus Hartmann), рассмотрение этого дела потребует некоторого времени. «В целом, наша точка зрения остается такой, как и раньше. Мы предоставляем решение этого вопроса музею», – говорит он. Руководство музея, в свою очередь, сообщает, что «ищет выходы из ситуации», и апеллирует к решению правительства.
Дело семьи Лорка-Дойч является далеко не единственным. По информации нью-йоркской правозащитной организации Jewish Claims Conference, в годы нацистской власти были конфискованы либо утрачены 65 000 произведений искусства, каждое из которых может иметь своих законных владельцев. Также нужно отметить, что Швеция входит в число 44 государств, подписавших в 1998 г. так называемое «Вашингтонское соглашение» – документ, регламентирующий политику правительства относительно вопросов Холокоста. Соглашение предписывает находить «справедливые и честные» решения по отношению к законным владельцам произведений искусства, утративших их в годы нацистской власти. Однако юридической силы этот документ не имеет.