Картины зависли в цене
ярмарка антиквариат
В ЦДХ открылся 26-й Российский антикварный салон. На ближайшее время он единственная в Москве ярмарка искусства и почти единственное место, где можно определить настроения на русском арт-рынке. Первые впечатления противоречивы: салон стал меньше на треть, но шедевров на стенах прибавилось. На открытии побывала ТАТЬЯНА Ъ-МАРКИНА.
Присутствующие на салоне галереи выглядят бодро. Однако их стало на треть меньше, чем в ближайшем прошлом — на главном, втором этаже, и на третьем, где располагаются галереи поменьше. VIP-зона стала просторнее, что, впрочем, пошло на пользу общему дизайну. Однако по-настоящему VIP-галерей на весь этаж не хватило, и смена участников здесь очень заметна. "Старые годы", "Старые мастера", "Акварель", "Альбион", Ravenscourt, "Школа" — этих уважаемых московских галерей нет на салоне. Василий Бычков, глава компании "Экспо-парк. Выставочные проекты", организатор салона, рассказал "Ъ", что салон лишился также своего спонсора — компании "Тройка Диалог". "В этот раз у салона спонсоров нет, но доля их участия была небольшой, и на салон их уход не повлияет,— сказал "Ъ" Василий Бычков.— Кризис 1998 года был краткосрочным, и мы его плавно перескочили. Осенний салон 1998 года не только не уменьшился, а увеличился. Теперь кривая падения рынка более пологая, но она будет и более длинной. Продажи происходят, но их объем сократился. Причем в значительной степени это вызвано не объективными причинами, а субъективными — наступил кризис доверия".
Действительно, настроение покупателей для арт-рынка едва ли не важнее, чем экономические факторы. Чтобы его ощутить, на открытие съехались представители всех крупных антикварных домов, занимающихся русским искусством,— Christie`s, MacDougalls, Stockholm Auction House, Dorotheum (Sotheby`s, имеющий мощное московское представительство, и так в курсе).
Посмотреть на нынешнем салоне есть на что. "Элизиум" показывает на своем стенде часть выставки "Графика Общества станковистов" (главные работы висят в постоянном зале галереи в ЦДХ); рисунок члена ОСТа Александра Лабаса "Масловка" стоит $8 тыс. Здесь же кристаллические акварели Александра Волкова, театральный эскиз и натюрморт Натальи Гончаровой. В галерее "Эритаж" — проект "Театральный эскиз художников русского зарубежья", серия акварельных работ Георгия Пожедаева, авангардный "Эскиз костюма вакханки" Петра Челищева, живописный "Дворец Гамилькара" кисти Константина Коровина (оценен в $700 тыс.). Солнечный импрессионистический вид усадьбы Мамонтовых работы Сергея Виноградова стоит в галерее "Даев, 33" около $300 тыс. Все объявленные цены, таким образом, докризисные.
"Галеев-галерея" устроила отличную выставку под названием "Русские и Мюнхен" — здесь висят три работы Василия Кандинского (две ранних, с пейзажами Аугсбурга и Мурнау, и одна более поздняя, 1917 года). Еще один пейзаж Мурнау написан Алексеем Явленским; еще на стенде работы Марианны Веревкиной, Владимира Бехтеева, Игоря Грабаря. Но гвоздь коллекции — письмо, написанное Кандинским Бехтееву в период кризиса в Германии 1924 года: "Денег ни у кого нет, и коллекционеры нередко не то что не покупают новых вещей, а продают уже у них имеющиеся, так как им нужны наличные деньги..."
Слова этого письма имеют непосредственное отношение к происходящему ныне. На стендах многих галерей, маскирующихся под названиями типа "Частная коллекция. Москва", можно увидеть отличные образцы русского искусства конца XIX — начала ХХ века. Под упомянутым названием висят два пейзажа Мартироса Сарьяна, среднего размера Иван Айвазовский, два пейзажа Исаака Левитана и "Сельский праздник" Алексея Саврасова. В "Александр галерее" показывают пейзаж Ивана Шишкина, "Двух дам, рассматривающих гравюры" Владимира Маковского, несколько "лошадиных" работ Николая Сверчкова, полотна Константина Коровина и Ивана Айвазовского. На стенде Академии художеств висят три горных пейзажа Николая Рериха, хорошенькие девочки Алексея Харламова, пейзаж с храмами и стругами Константина Горбатова. В соседнем совместном отсеке галерей "Акант / Виардо" — еще Саврасов и Левитан. Цены нигде не сообщаются.
В день открытия 26-го Российского антикварного салона публике было представлено УПРАВИС — партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства. Председателем его правления является Леонид Надиров, экс-замминистра культуры и экс-глава Федеральной конкурсной комиссии, а директором — Денис Лукашин, создатель компании "Арт Консалтинг", занимающейся экспертизой, оценкой и страхованием предметов искусства.
Часть IV Гражданского кодекса, регулирующая авторское право, вступила в силу год тому назад. В ее составе, в частности, раздел, посвященный "правилам выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов изобразительного искусства", согласно которым автор, а после его смерти (в течение 70 лет) его наследники имеют право на процент от продажи (см. "Ъ" от 23 апреля 2008 года). Чтобы регулировать этот процесс, при Росохранкультуре сроком на пять лет аккредитована новая организация — УПРАВИС, некоммерческое партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства.
У арт-дилеров тут же возникло много вопросов: например, должен ли продавец сам искать автора или его наследников, чтобы выплатить им гонорар, требуются ли эти отчисления при обмене и частных сделках, практикуемых российскими коллекционерами? Как пояснил Денис Лукашин, цель УПРАВИС — защитить интересы авторов продаваемых произведений и снабдить полной информацией продавцов. "УПРАВИС не фискальный орган, и данная норма должна вводиться, скорее, как культура оборота произведений искусства",— говорит он.