Art of War названа выставкой подделок и новодела
Выставку "Art of War - оружие и доспехи самураев", проходящую сейчас в Государственном музее искусства народов Востока, наверное, не посетил только ленивый. Роскошные катаны, впечатляющие доспехи, предметы быта, классические японские расписные ширмы - все это, несомненно, стоит того, чтобы посетить музей. Многие гости выставки уже успели высказать свое мнение о ней. Главная задача Art of War - "показать мир глазами самурая" и познакомить москвичей с основами философии Бусидо. Люди, побывавшие на этой выставке, подчеркивают ее зрелищность и отличную организацию экскурсий и тематических мероприятий, однако ряд специалистов уже высказал сомнения относительно подлинности экпонатов, предложенных вниманию публики.
Так, например, о мечах, выставленных в музее Востока, одним из ведущих экспертов в области японского антиквариата Кайто Юкимори сказано: "Такие мечи не достойны даже оружейной выставки сердобских умельцев. Несоответствие по времени, ужасающее качество как ковки, так и закалки. Большинство клинков имеют критические повреждения при создании, то есть относятся к низшему классу, на которые в большинстве случае NBTHK даже не дает заключений... А этот вакидзаси начала 19 века? Это что за новогодняя ёлка в лампочках?! Вы видели клинки этого мастера? Я имею ввиду, другие клинки?!".
Почему же до сих пор, несмотря на то, что происхождение некоторых экспонатов признано, мягко говоря, сомнительным, эта выставка пользуется таким успехом?
Редактор интернет-журнала "Старый рыцарь" Сергей Домрачев решил посмотреть на проблему с точки зрения обычного посетителя выставки японского оружия, не обладающего специальными знаниями.
"Стоит признать, что выставка получилась очень эффектная, хотя, если честно смотреть на клинки без рукояти, менуки и цубы - не самое интересное. Надо учитывать, что самурай редко выделялся богатством одежды или украшений, и оценить его статус можно было именно по отделке его катаны. Отделка катаны - это основная информация о владельце. Например, рисунок на цубе - все его элементы делались вручную, имели огромное значение. Такая работа занимала несколько месяцев. Шелк высокого качества в перевязи, маленькие менуки из драгоценных металлов, изображающие животное - вот, наверно, на что бы первым делом обратил внимание именно я.
Клинок из разных слоев стали: в центре - более жесткий, и по бокам - более мягкий, конечно, интересная штука, но современные материалы значительно прочнее. Как ни странно, фактически катаны-новоделы в принципе лучше. Мы все видели фантастические фильмы, в которых катана разрубает металл, как бумагу. Понятно, что это абсолютный бред. Катана делалась по определенной методике именно для того, чтобы её было удобно точить так, чтобы катана спокойно рассекала шелковую ткань, подброшенную в воздух. Но при ударе о железо катана портилась, так как такая заточка не могла выдерживать ударов. Как правило, клинок участвовал в 5 боях, после чего его меняли. Задачей самурая было не устраивать "шоу защиты", подставляя свою катану под удар, а как можно быстрее нанести смертельный удар с очень глубоким порезом в результате. Именно для этого делалась такая заточка. Один хороший скользящий удар - и противник потеряет много крови за считанные секунды.
Выставка - это нечто, что дает Вам возможность прикоснуться к истории, к специфическому японскому самурайскому Мифу. Большая часть посетителей не отличит клинок одной эпохи и одного мастера от клинка другого, но если выставка будет действительно зрелищной и интересной - это побудит ее гостей попытаться узнать больше о культуре средневековой Японии, культуре создания самурайского оружия. Очень хорошо, если выставленное оружие будет подлинным, но и "новогодняя елка в лампочках" выполняет свою функцию. Она завораживает, очаровывает зрителя, дает ему шанс влюбиться в легенду о самураях. Когда мы смотрим исторический фильм, мы же не задаем себе вопроса: "А подлинные ли там предметы или это реплики?". Мы просто наслаждаемся сюжетом и атмосферой фильма. И мы благодарны тем, кто сделал для нас этот фильм, даже если это полностью компьютерная графика. Для меня именно возможность узнать историю более важна, нежели обоснованность претензий на подлинность. Сказка всегда лучше реальной жизни, и именно поэтому всегда интересней смотреть на огромного искусственного динозавра, нежели на его кости и думать: "А как же он выглядел, на самом деле?".
Скажем, когда мы предлагаем наше сувенирное оружие, мы не продаем предмет, которым можно отрубить врагу голову. Катана - это кусочек истории, которым вы можете владеть. Это, если хотите - символ эпохи, олицетворение принципа справедливости, честности и чистоты намерений. Эдакая вещь из легенды. А легенда может опираться на факты, но она ни в коем случае не обязана жестко соблюдать принцип исторической безупречности".