До последнего кролика
Антиквариат торги
Мировой рекорд на частное собрание, мировой рекорд на коллекцию живописи импрессионистов и модернистов, мировой рекорд на собрание изделий из серебра, мировой рекорд на произведение декоративно-прикладного искусства; самый крупный аукцион в Европе; 16 лотов проданы за суммы свыше ?5 млн — это итоги распродажи коллекции Ива Сен-Лорана и Пьера Берже в Париже. Трехдневный аукцион принес ?373,9 млн ($483,8 млн). На нем присутствовала СУРИЯ Ъ-САДЕКОВА.
Трехдневный спектакль под названием "Продажа коллекции Ива Сен-Лорана—Пьера Берже" триумфально закончился. Как и положено на театральных подмостках, представление увенчали продолжительные овации. Даже китайцы, устроившие мини-демонстрацию перед Гран-Пале и мечтавшие сорвать торги, не смогли изменить ход тщательно спланированного шоу. Французский суд отверг требования Китая запретить продажу с аукциона двух бронзовых голов, кролика и крысы, некогда украшавших клепсидру императорского дворца в окрестностях Пекина. А головы ушли к новым владельцам по ?15,5 млн.
Коммерческий итог превзошел ожидания — ?373 млн. По окончании торгов Франсуа де Рикле, вице-президент Christie`s, неустанно повторял, что истинное искусство не знает кризисов. Правда, в буре восторгов все забыли, что в июле прошлого года, когда только объявили о торгах, коллекцию оценивали в ?300-500 млн и все были убеждены, что в ходе продаж полумиллиардный рубеж будет превзойден. По ходу подготовки мероприятия и нарастания кризиса многие эстимейты были скорректированы. Завышенная оценка непроданного редчайшего полотна Пабло Пикассо и нескольких картин из раздела "Старые мастера" доказала, что кризис все-таки налицо. А множество головокружительных рекордов во многом определялось именем владельца коллекции. Фетишизм — неотъемлемая часть таких торгов.
Самым необъяснимым рекордом трехдневных продаж — ?21,905 млн — остается кресло с драконами работы Эйлин Грей. За несколько дней до начала торгов супруги-антиквары Валлуа, которые открыли миру это кресло и продали его Сен-Лорану в 1973 году за 15 тыс. франков (сегодня эта сумма соответствовала бы примерно ?25 тыс.), говорили о совершенстве кресла, созданного ирландской дизайнершей в 1917 году, но сомневались в эстимейте ?2-3 млн. По их мнению, он был несколько преувеличен. Но завышенная оценка не помешала им стоять до последнего и приобрести его за астрономическую сумму. Так же поступили и братья-антиквары Никола и Алексис Кугели, которые, сражаясь за некогда проданную их галереей "Голову Януса" из бронзы французской работы XVI века, довели ее цену до ?2 млн и поставили мировой рекорд на французскую бронзу (эстимейт был ?100-200 тыс.). Шедевры вновь вернулись в руки тех же антикваров, которые продали их знаменитым коллекционерам. Цены взвились до таких высот, что перепродать эти вещи с прибылью заведомо невозможно. Однако все парижские антиквары все равно оказались в выгоде — имена авторитетных галеристов стояли практически за каждым из произведений, и это еще раз подчеркивало их профессиональный уровень и безупречный вкус. А это лучшая реклама в антикварном мире.
Во всех интервью и публичных выступлениях Пьер Берже говорил, что хочет вернуть Парижу статус мировой столицы художественного рынка. На заключительной пресс-конференции он подчеркивал тот факт, что Париж может конкурировать с Лондоном и Нью-Йорком, что он привлекателен для коллекционеров с неограниченными финансовыми возможностями. Столь рьяный патриотизм Берже носит, однако, несколько меркантильный характер. По упорно циркулирующим в антикварной среде слухам, господин Берже поставил перед собой задачу выкупить у Франсуа Пино аукционный дом Christie`s. Желанием получить в свое владение самый успешный мировой бренд объясняют и то, что именно Christie`s был выбран для легендарной продажи. Амбициозный господин Берже никогда ничего не делает без определенного умысла. Всему Парижу известно, что Берже таит обиду на Пино, ведь тот после приобретения марки Yves Saint Laurent против воли Сен-Лорана поставил во главе модного дома Тома Форда. И после всего аукционному дому Пино достается лакомый кусок — самая дорогая коллекция XX века.