Чингисхан и Монгольская империя
В Хьюстонском музее естественной истории (США) 27 февраля открылась выставка «Чингисхан и Монгольская империя», посвященная истории и культуре монгольского народа. Хронологически выставка охватывает период правления монгольского императора Чингисхана (1155–1227) и создания его внуком Хубилаем (1215–1294) китайской династии Юань, оказавшей огромное влияние на современный научный и культурный мир.
В организации выставки приняли участие Музей национальной культуры Внутренней Монголии, Монгольский национальный музей, Бюро по культурным реликвиям Китая, а также Государственный Эрмитаж, из коллекции которого на экспозиции представлены 84 экспоната. В последние годы истории и культуре периода правления Чингисхана было посвящено немало выставочных проектов в крупнейших музеях мира. Данная экспозиция впервые в таком масштабе представляет империю Чингисхана, его завоевательные походы, сокровища древних городов, дворцов и юрт, редкие произведения монгольских ремесленников XIII в., никогда ранее не экспонировавшиеся.
Чингисхан, которого в западной культуре часто ошибочно называют варваром, предстает в образе исполненного вдохновения реформатора, популяризатора грамотности и печатного слова. Его жизнь – реализация идеи развития нации, языка, системы управления и общественных отношений, создания безопасной международной торговли, воплощения художественной и религиозной свободы. Эта идея стала залогом существования монгольской кочевнической культуры на протяжении восьми столетий после смерти Чингисхана.
Большой интерес на выставке вызывают изделия золотоордынских ремесленников, обнаруженные в основном на городище азербайджанского села Гюлистан. Коллекция поливной керамики сграффито составлена из находок Золотоордынской экспедиции Государственного Эрмитажа (основана в 1977 г.) во время археологических работ на городище средневекового селения Солхат (Старый Крым).
Джучидская сокровищница представлена на экспозиции изделиями из золота и серебра. Пояса, поясные чаши и кубки, украшения коня являлись символом суверенитета кочевой знати. Эти вещи входили в систему традиционных даров старших нойонов младшим и служили идее закрепления сюзеренитета лидеров степных элит. В своем большинстве эти вещи были изготовлены в кочевых ставках. Но с развитием городской жизни в зоне степей появились и новые заказчики. Ими стали представители городских элит – администраторы всех рангов, чиновники и купцы. Состоятельных горожан обслуживали торевты и ювелиры, работавшие на городские рынки.
Как одно из крупнейших государств с развитой международной торговлей, Золотая Орда получила отражение в средневековой картографии. Так, знаменитый Каталанский атлас 1375 г. Абрахама Креска содержит большой блок географических сведений о Золотой Орде. Без этих сведений не могла бы состояться жизнь делового человека последней трети XIV в., в том числе купцов, моряков, путешественников.
Большой раздел посвящен Крыму и Северному Кавказу в XIV–XV вв. как части правого крыла Золотой Орды. Большинство экспонатов этого зала происходит из раскопок средневекового Солхата, осуществленных эрмитажной экспедицией, и раскопок 1896–1907 гг. Н.И. Веселовского у станицы Белореченской на реке Белой, левом притоке Кубани (84 подкурганных захоронения второй половины XIV – начала XV в.). Белореченский могильник принадлежал адыгской знати, возможно, из одного клана, принадлежащего феодальному владению Кремук, в среднем течении Кубани. Необыкновенное богатство и разнообразие погребального инвентаря Белореченского могильника, попавшего в результате отбора в захоронения адыгской родовой знати, позволило представить на выставке значительную часть средневекового импорта поздней Золотой Орды. Это изделия из бесцветного стекла из генуэзской Кафы (?) (Феодосия), стекла с цветными эмалями из мастерских острова Мурано (Венеция), образцы итальянского и египетского текстиля, серебряные сосуды, изготовленные в латинских колониях Северного Причерноморья, поясные наборы из золота и серебра из Румского султаната и ремесленных центров Восточного Крыма.
Все экспонаты архитектурного декора и резные надгробия с арабскими, тюркскими и армянскими надписями обнаружены на городище средневекового селения Солхат и принадлежат ремесленникам, переселившимся в Крым из разных областей Малой Азии, в том числе Анатолии. Одной из самых крупных общин средневекового Крыма оказалась армянская, многие представители которой (в том числе и семья знаменитого художника Натера) жили в Солхате и генуэзской Кафе. Здесь, в золотоордынском Крыму, выходцами из Киликийской Армении были основаны скриптории по переписке и иллюминированию богослужебных книг. Некоторое представление о культуре армянской колонии Приазовья дают материалы Бердянского клада XIV в.
Выставка будет открыта до 7 сентября.