Дизайн для двух жизней
Аукцион века — так называют предстоящие торги парижские газеты и журналы. В течение трех дней будет продано около 700 предметов из коллекции знаменитого дизайнера и талантливого бизнесмена, двух партнеров-основателей модного дома YSL — Ива Сен-Лорана и Пьера Берже. Торги состоятся — первый случай в истории столицы Франции — прямо в Grand Palais, счастье проводить их досталось аукционному дому Christie`s. Ожидаемая сумма должна стать самой большой в истории продаж цельных частных коллекций — около ?300 млн.
Ив Сен-Лоран скончался летом прошлого года; два месяца спустя его друг и партнер Пьер Берже объявил, что намерен продать их совместную коллекцию. Выручка от торгов предназначена фонду Сен-Лорана—Берже, созданному в 2002 году, после ухода великого кутюрье из мира моды. Пьер Берже — владелец собственного преуспевающего аукционного дома; однако он решил поручить продажу коллекции Christie`s — говорят, решающим фактором стала дружба господина Берже и вице-президента парижского Christie`s Франсуа де Рикле. Кризис подпортил картину — анонсированный летом суммарный эстимейт в ?300-500 млн теперь сократился до ?200-300 млн. Однако никакие обстоятельства не могут снизить ни качества предметов, выставленных на торги, ни популярности бренда и имени Ива Сен-Лорана. Так что аукционом века предстоящие торги станут обязательно.
Лоты, попавшие на торги, — это произведения искусства, стоявшие-висевшие в парижской квартире Ива Сен-Лорана и Пьера Берже на улице Бабилон, а также несколько предметов из квартиры Пьера Берже на улице Бонапарт и из шато Габриэль в Нормандии.
Сильнее всего характер пары коллекционеров отражал интерьер квартиры на рю де Бабилон. Ив Сен-Лоран и Пьер Берже переехали сюда в 1972 году; квартира раньше принадлежала американцу, который обил стены дубовыми панелями, но дальше этого дизайнерского решения не продвинулся. Как ни странно, новые хозяева не стали менять декор — и на дубовых панелях гостиной появились картины. Здесь висели полотна Жерико, Энгра, Матисса, Пикассо, Леже и Мунка; на столах стояли скульптура и светильники в стиле ар-деко работы Рато и Рульмана и еще позолоченное серебро эпохи Ренессанса и XVIII века. Дальше интерьеры этой удивительной квартиры можно и не описывать — во всех комнатах царила та же поразительная эклектика, наслаждаться которой, по мнению тех, кто видел квартиру, помогало высочайшее качество всех без исключения предметов. Проверить это уже не удастся — Christie`s сколько могли оттягивали момент вывоза всех произведений на склад, однако он все-таки настал; теперь пустая квартира тоже продается. А вещей из нее хватило на несколько полноценных аукционов. Которые и пройдут один за другим — сначала шедевры живописи, потом прочая живопись и графика, мебель и предметы интерьера ар-деко, серебро XVI-XVIII веков, эмали, восточное искусство, скульптура.
Одним из первых произведений искусства, совместно приобретенных Ивом Сен-Лораном и Пьером Берже, стала скульптура Константина Бранкузи "Портрет мадам Л.Р.". Она создана в 1914-1915 годах, когда почти все парижские модернисты черпали идеи в неолитическом и африканском искусстве. Эта скульптура высотой больше метра состоит из соединенных между собой, как в детском конструкторе, кусочков мореного дуба. Она мало напоминает более поздние произведения мастера — например, его веретенообразную "Птицу в космосе" из позолоченной бронзы, которая долго держала рекорд на самую дорогую скульптуру в мире ($27,4 млн в 2005 году). Скульптура оценена в ?15-20 млн; она некогда принадлежала самому Фернану Леже; в 1984 году коллекционеры давали ее на выставку в нью-йоркский MoMA — и, по мнению господина Франсуа де Рикле, "Портрет" вполне может претендовать на новый рекорд. Того же мнения вице-президент парижского Christie`s придерживается относительно полотна "il Ritornante" (эстимейт ?7-10 млн) художника-изобретателя метафизической живописи Джорджо де Кирико. Это полотно, на котором изображен некий пришелец из иного мира, ожививший собою античную колонну и украшенный донкихотовскими усами, некогда принадлежало французскому психологу Полю Гийому. Господин Гийом был специалистом по детской психологии; а образ усатого привидения-фантазма, по мнению исследователей, связан с детским воспоминанием художника о смерти его отца.
Именно эта картина стала первой, украсившей стены квартиры на улице Бабилон. А может быть, и не первой — господин Берже уже запамятовал. А ведь был еще Пикассо — "Музыкальные инструменты на столике", редкий образец аналитического кубизма 1914 — начала 1915 года, краткого периода, который исследователи условно называют у художника периодом рококо. Мерцающий жемчужный фон, нагромождение плоскостей сложных оттенков и торчащие завитушки ножек столика внизу превращают эту абстракцию в чуть ироничную, полную нюансов загадку. Немудрено, что Пьер Берже, едва увидев картину в парижской галерее Алена Тарика, захотел ею обладать. Чего и добился, несмотря на то что полотно было обещано другому покупателю. Теперь картина предлагается за ?25-30 млн.
Еще в разделе модернизма — "Нарциссы на скатерти в синих и розовых тонах" Анри Матисса 1911 года и его же "Обнаженная на берегу моря" 1909 года (?12-18 млн и ?4-6 млн). Три отличных абстрактных композиции Пита Мондриана рубежа 1910-1920 годов (по ?7-10 млн и ?5-7 млн) дополнены ранними работами художника — тогда он еще не отвернулся от предметного мира и писал символистские вечерние пейзажи родной Голландии (?200-300 тыс.). Список шедевров живописи XVII-XIX веков возглавляет двойной портрет кисти романтика Теодора Жерико (?4-6 млн) и "Портрет графини де ла Рю" классициста Жана Огюста Доминика Энгра (?2-3 млн); есть еще старые мастера и прерафаэлиты... в целом полсотни полотен.
Остальные сотни предметов на торгах — это прикладное искусство, мебель и предметы интерьера. Ив Сен-Лоран решил обставить свой дом мебелью дизайна мастеров ар-деко еще в те годы, когда коллекционеры и модники гонялись исключительно за мебелью эпохи Людовика XV. Теперь с аукциона пойдет, например, анфилада (сервант) дизайна Эйлин Грей 1915-1917 годов с претендующим на рекорд эстимейтом в ?3-5 млн. Столик Армана Рато, вазы Жана Дюнана, табурет Пьера Легрена — все достижения французского дизайна ар-деко сосредоточились в коллекции Лорана—Берже. Была у коллекционеров и антикварная мебель — кресла в стиле рококо и столики Людовика XVI. Эти предметы приобретались не для коллекции — а для того, чтобы просто пользоваться ими.
Пожалуй, описание раздела, в котором собраны немецкие серебряные кубки XVI-XVII веков и декоративная французская пластика "вермель" (из золоченого серебра) того же периода, достойно отдельного случая. Как и миниатюр и эмалей XVI и XVII века. Невозможно не упомянуть только о двух древнекитайских скульптурах — это головы кролика и крысы, которые украшали когда-то клепсидру в парке китайского императорского летнего дворца Юаньминюань. Эстимейт их сообщается только по запросу, а китайские власти сделали даже попытку снять скульптуры с торгов как национальное достояние. Однако у них ничего не вышло — и скульптуры будут проданы с торгов, освященные именами великих коллекционеров.
Париж, 23 февраля (19.00), 24 февраля (14.00, 15.00, 18.00), 25 февраля (13.00, 19.00)
Татьяна Маркина