Псковские специалисты реставрируют находки этого сезона
Кавалерийская пищаль XVII века – уникальная археологическая находка была найдена в Петровском раскопе Пскова. Артефакт на редкость хорошо сохранился. Тем не менее, предмет, пролежавший в земле столько столетий, нуждается в реставрации. Специалисты уже приступили к работам, в результате которых пищаль и другие находки псковских археологов приобретут почти первозданный вид. О том, как идет реставрация, рассказывают «Новости культуры».
«В настоящий момент мы просто расчищаем ее до состояния, когда можно разделить ее на органическое и неорганические составляющие», – говорят мастера. Такую русскую пищаль XVII века можно увидеть в Эрмитаже и в Оружейной палате. Уникальность данного экземпляра состоит в том, что впервые в мире он найден археологами. Спрятанная под настилом средневековой улицы, пищаль сохранилась полностью. «Пока вещь не расчищена, не отреставрирована, мы далеко не всегда можем представить себе, чем она была на самом деле», – поясняет сотрудник Псковского археологического центра Сергей Салмин.
Десять монолитов, которые достали из раскопов, обработаны парафином. Уже известно, что они содержат большие куски ткани. Содержимое вынимают инструментами ювелиров и хирургов. «Находки предварительно моются, чистятся, а дальше мы их расчищаем, домываем. Вот, например, как эта детская туфля», – говорит сотрудник Псковского археологического центра Ольга Николенко.
Художник зарисовывает точный контур, указывает размеры, объем, делает точную копию рисунка орнамента. Используется только тушь и перо. «Есть возможность иногда по таким маленьким кусочкам собрать все вместе, измерить ширину, диаметр и в результате сделать реконструкцию того предмета, который к нам поступает. В данном случае деревянная тарелка», – рассказывает художник Псковского археологического центра Екатерина Клевцова.
Специалисты восстанавливают уникальные орнаменты и форму предметов, о назначении которых иногда можно только догадываться. Такую обработку проходят от трех до семи тысяч находок после одного только полевого сезона.