Модная коллекция
Аукционы Christie's 23—25 февраля, где будет продана коллекция Ива Сен-Лорана, обещают стать одной из главных распродаж если не века, то десятилетия.
Спустя всего два месяца после смерти Ива Сен-Лорана в июне 2008 года стало известно, что его огромная коллекция, перешедшая по наследству другу и компаньону кутюрье Пьеру Берже, уйдет с молотка. Сам Берже владеет крупным французским аукционным домом, носящим его имя, но все же продажу собрания он решил доверить Christie's. Торги пройдут 23—25 февраля в Париже, в Гран-Пале, и по предварительным оценкам должны принести около ?200 млн. Часть средств, вырученных от продажи коллекции, поступит в фонд Ива Сен-Лорана и Пьера Берже, основанный после ухода великого кутюрье из мира моды. Остальное пойдет на создание нового фонда, чья деятельность будет направлена на борьбу со СПИДом.
В собрании есть вещи самых разных эпох и стилей — от античной скульптуры до живописи кубистов, от мебели ар деко до лиможских и венецианских эмалей эпохи Ренессанса, от китайского фарфора до французской мебели XVII—XVIII веков. Коллекция была поделена на три части: одна находилась в квартире Ива Сен Лорана и Пьера Берже на улице Бабилон, другая — в их загородном доме Габриэль, третья украшала парижскую квартиру Берже на улице Бонапарт.
Живописная часть коллекции уже названа уникальной — ничего подобного давно не появлялось на арт-рынке. Она включает работы голландцев XVII века от Франса Хальса до Питера де Хоха, полотна Франсиско Гойи и Теодора Жерико, картины модернистов — Пита Мондриана и Жоржа Брака. Топ-лотами считаются натюрморт Анри Матисса (?12—18 млн) и работа «Музыкальные инструменты на столике» Пабло Пикассо (?25—30 млн). Некоторым вещам могли бы позавидовать ведущие французские музеи, но примут ли они участие в аукционе, неизвестно. Правда, одну картину из собрания, детский портрет кисти Франсиско Гойи, Пьер Берже уже передал в Лувр безвозмездно.
Любопытно, что Ив Сен-Лоран и Пьер Берже отдавали предпочтение такому непопулярному среди коллекционеров жанру, как портрет. Наиболее ценный —«Портрет графини Лару» кисти Доминика Энгра, оцененный в ?2—3 млн. Это первый из известных специалистам женских портретов, написанный, когда художнику было всего 24 года. Редчайшими признаны и детские портреты Теодора Жерико, например Альфреда и Элизабет де Дро, который оценен в ?4—6 млн.
Любовь к живописи не помешала Иву Сен-Лорану и Пьеру Берже собрать эталонную коллекцию мебели эпохи ар деко, в которой есть предметы, созданные классиками межвоенного дизайна — Эйлин Грей, Жаном Дюнаном, Клодом Лаланном, Гюставом Миклосом. Этот стиль стал доминирующим, и, возможно, благодаря ему в их квартирах органично сосуществовали разные по стилю и духу вещи. Так, в интерьере библиотеки на улице Бабилон уживались абстрактная композиция Пита Мондриана (эстимейт ?7—10 млн), гобелен по эскизу прерафаэлита Эдварда Берн-Джонса (?400—600 тыс.), лампы Альберто Джакометти и бронза XVII—XVIII веков. В саду дома стояла античная статуя Минотавра (?200—300 тыс.), а в кабинете редкостей — деревянная статуя Будды, покрытая позолотой (?30—40 тыс.).
Несмотря на масштаб собрания и громкое имя коллекционера, успех торгов вызывает сомнения: на фоне снижения объемов продаж на рынке искусства аукционному дому предстоит продать столь большую коллекцию вещей по очень внушительным ценам. К тому же торги будут проходить не в Лондоне или Нью-Йорке и не в одном из новых, активно развивающихся центров (вроде Дубаи или Гонконга), а в старом добром Париже, давно ставшем периферией арт-рынка. Если судьбу шедевров Анри Матисса и Пабло Пикассо еще можно предсказать (работы такого уровня обычно уходят в любые, даже самые экономически тяжелые времена), то дорогой и качественный, но ничем не выдающийся антиквариат может и не найти своего покупателя. Тем не менее даже несколько крупных продаж сделают февральские аукционы Christie's в Париже настоящей сенсацией.
Анна Савицкая