Искусство требует справедливости

Искусство требует справедливости

13.02.2009
Новости

Итоги
Аукционный дом Christie`s опубликовал результаты свой деятельности за 2008 год. Суммарный результат продаж составил £2,8 млрд ($5,1 млрд) и показал снижение объемов продаж по сравнению с прошлым годом на 11% в фунтах, или на 19% в долларах. Это снижение распределено по разным секторам арт-рынка неравномерно: импрессионисты и модернисты потеряли всего 8% в фунтах (17% в долларах), а русское искусство — 55% в фунтах (59% в долларах).
Диверсификация и сегментация — по-видимому, эти слова станут главными на ближайшее время для аналитиков арт-рынка. То, что на фоне общеэкономического кризиса искусство подешевело и спрос на него поубавился, было ясно и без всяких цифр. Подробная отчетность аукционного дома Christie`s, предъявленная публике, показывает, что подешевело и поубавилось неравномерно. Раздел искусства импрессионизма и модернизма, который из года в год был самым прибыльным и устойчивым, сбавил не так уж много, особенно если считать в фунтах стерлингов,— всего 8% (17% в долларах). Кое-какие разделы рынка, например искусство стран Азии, вообще в плюсе (объем продаж в 2008 году возрос на 15% в фунтах и на 4% в долларах). Проклинаемое за невероятные цены послевоенное и современное искусство, итоги продаж которого многие еще до кризиса называли пузырем, потеряло в объемах продаж 23% в фунтах или 30% в долларах — практически столько же, сколько уважаемые, стабильные и немодные живопись и графика старых мастеров (минус 21 и 29% соответственно).
Рекордные убытки понес раздел русского искусства — по итогам 2008 года объем его продаж сократился наполовину (минус 55% в фунтах, или 59% в долларах, по сравнению с прошлым годом). Впрочем, Christie`s никогда не был лидером валовых продаж русского искусства, козырем этого аукционного дома были импрессионисты-модернисты и современное искусство. Чтобы яснее представить тенденции на рынке русского искусства, придется подождать отчетов Sotheby`s, которые, видимо, будут опубликованы не раньше марта.
"Недавние результаты и ожидаемые итоги будущих торгов дают достаточное основание в 2009 году делать позитивные прогнозы развития глобального арт-рынка, на котором уверенно растет спрос на уникальные произведения искусства по справедливым ценам",— сказал Эдвард Долман, президент Christie`s International. Как и у всякого президента, его задача — назвать малопонятными, приятными и общими словами все очевидные конкретные неприятности. Недавние результаты — это итоги межсезонных торгов импрессионистами и модернистами, а также современным искусством в Лондоне. По общим результатам они неплохи: даже на самых рискованных, только что прошедших торгах Post-War & Contemporary Art было продано 79% лотов, что вроде бы отлично. Правда, ни работа звезды торгов прошлого года Фрэнсиса Бэкона (рекорд для его живописи составляют $86,3 млн, уплаченные в мае 2008 года), ни полотно Марка Ротко (рекорд $72,8 млн, май 2008 года) не продались. На торги было выставлено едва ли три десятка лотов, а общая выручка составила всего £8,4 млн ($12 млн).
Остальные цены, по-видимому, достигли упомянутого "справедливого уровня". Например, отличный образец итальянского абстрактного экспрессионизма "Горящий пластик" 1956 года Альберто Бурри только что продан на Christie`s за £825 тыс. ($1,2 млн). А неделю назад на аналогичных торгах Sotheby`s продал полотно 1961 года другого итальянца, Лучио Фонтаны, за £4,4 млн ($6,4 млн). То есть хорошие вещи по-прежнему продаются за хорошие деньги. Но остаются открытыми два вопроса, весьма, кстати, близкие русскому менталитету: значит ли это, что цены прошлых, докризисных лет были "несправедливыми" и куда жаловаться тем, кто их уже уплатил?

ТАТЬЯНА Ъ-МАРКИНА