Оправдает ли рынок ожидания Phillips de Pury?

Оправдает ли рынок ожидания Phillips de Pury?

11.02.2009
Новости

Первые аукционы 2009 г. привлекли к себе непривычно высокий интерес, поскольку именно они должны были подтвердить те надежды и опасения, которые связывались с арт-рынком на волне развития экономического кризиса. В последние месяцы ушедшего 2008 возникло множество сценариев: от полного коллапса до «живительного очищения» рынка от конъюнктурщины и его дальнейшего возрождения. Критики говорили, что все плохо, дилеры – что все хорошо, коллекционеры вообще ничего не говорили, предпочитая воздержаться от значительных покупок и продаж. Сегодня появляется ясность. Итоги январских «старых мастеров» и февральских «импрессионистов» – не рекордные, но достаточно высокие – наглядно показали, что интерес к хорошему искусству ничуть не ослабел, и некоторые работы все еще способны вызвать напряженную борьбу среди участников торгов. Что же касается современного искусства, его положение прояснится 13 февраля, по завершению крупного двухдневного аукциона Phillips de Pury.
Каталог обеих сессий насчитывает 223 лота, включая произведения Трэйси Эммин, Джеффа Кунса, Аниша Капура, Бэнкси и Дэмиена Херста – художников, которые еще полгода назад возглавляли рейтинги аукционных продаж по всему миру. Самые дорогие работы предстанут на суд публики в рамках вечерних торгов 12 февраля. В качестве главного топ-лота выступит двухметровая инсталляция Джеффа Кунса «Encased – Five Rows» – 30 баскетбольных и футбольных мячей, заключенных в стеклянно-металлическую витрину. Пожелание Phillips de Pury – £1 800 000–2 200 000. В пользу такого высокого эстимейта служат уникальность работы и хороший провенанс: с начала 1990-х гг. она побывала в коллекциях Эби Розена (Aby Rosen), Galerie Jerome de Noirmont (Париж) и The Pisces Collection, где экспонировалась в период с 2002 по 2004 г. Однако, в отличие от всемирно известных «дутых» скульптур, данную композицию сложно отнести к узнаваемым произведениям автора, что, бесспорно, скажется на цене. То, что витрина Кунса уйдет с молотка в границах эстимейта, можно поставить под сомнение, но если это все же произойдет, значит, о судьбе современного искусства можно более не беспокоиться.
Картина немецкого художника Мартина Киппенбергера (Martin Kippenberger, 1953–1997) «Портрет Пола Шребера» (1994) с большим отставанием занимает второе место. Эстимейт работы составляет £400 000–600 000. Киппенбергер входит в число самых известных представителей современного немецкого искусства. Он начал выставлялся с 1980-х гг. и прославился своими дерзкими эпатажными работами, которые вызвали немало нареканий и скандалов, в том числе и со стороны Ватикана. При этом он был одним из тех, кто заложил фундамент нового поколения немецкого искусства. «Портрет Пола Шребера» – абстракция из числа последних работ художника. Согласно провенансу, она никогда ранее не появлялась на открытых торгах.
Далее по списку следуют: алюминиевая скульптура Кейт Харинг (Keith Haring, 1952–1990) «Джулия» (эстимейт £350 000–450 000), безымянная фотография Ричарда Принса (Richard Prince, род.1949) и «Счастливый вертолет» Бэнкси (Banksy) – монументальное граффити на холсте. Оба последних лота будут выставлены на торги с эстимейтом £200 000–300 000. Также оценена абстракция Георга Базелица (Georg Baselitz, род. 1938) «Horta de Ebro», датированная 1988 г.
На второй день торгов Phillips de Pury выставит на продажу серию произведений в ценовой категории до £100 000. Лот с обложки каталога, «Dongang River Flood Plane» кисти Марка Куина, получил оценку £80 000–120 000. Реалистический натюрморт с орхидеями и клубникой, размерностью 169 x 240 см, кажется превосходным образцом монументального декоративизма от автора керамической Кейт Мосс в позе йоги, занимающей почетное место в экспозиции лондонской галереи Тейт. Следующая работа Куина – небольшой бронзовый цветок «Кристальный мир» – получила куда более скромную оценку, всего £2000–4000. Две работы Дэмиена Херста, «медицинская» инсталляция «День за днем» и расцвеченная акватинта «Голубая бабочка», были оценены, соответственно, в £20 000–30 000 и £15 000–20 000. Настоящей классикой на всем этом фоне кажется принт Энди Уорхола «Фольксваген жук», датированный 1950 г. (эстимейт £50 000–70 000).
В целом, коллекция Phillips de Pury очень традиционна. Это та классическая подборка Contemporary Art, которая пользовалась ажиотажным спросом летом и вызвала столько опасений осенью. Сложно сказать, какую реакцию она вызовет теперь, но, безусловно, результат аукциона предоставит ценный аналитический материал, который поможет предсказать развитие рынка современного искусства в ближайшем будущем.