Christie’s распродал 80% коллекции импрессионистов и модернистов
Картины Клода Моне (Claude Monet), Амедео Модильяни (Amadeo Modigliani) и других художников XIX – начала ХХ в. показали высокие результаты на торгах Christie’s Impressionist/Modern Evening Sale, прошедших в Лондоне вечером 4 февраля. £63 428 750 итоговых сборов при 83% проданных лотов могут считаться первым серьезным достижением новой политики «умеренного ценообразования», принятой Christie’s с целью привлечения новых клиентов и повышения продаж. «Антикварный рынок чувствителен: Christie’s понизил эстимейты – и вещи начали продаваться», – комментирует лондонский арт-дилер Джеймс Холланд-Хибберт (James Holland-Hibbert).
Главным топ-лотом торгов стало полотно Клода Моне «На лугу» (1876) с изображением супруги художника, Камиллы, читающей книгу среди полевых цветов. Произведение было куплено за £11 241 250 специалистом Christie’s Аникой Гюнтрум (Anika Guntrum), которая представляла интересы анонимного коллекционера. Оцененная в £15 000 000 картина считалась самым дорогим лотом февральской сессии торгов импрессионистов и модернистов, но, в результате, оказалась дешевле бронзовой статуэтки Эдгара Дега, проданной накануне за £13 300 000 (Sotheby’s Impressionists and Modern Art). Сам по себе этот результат может говорить о снижении интереса к искусству раннего импрессионизма. В 1988 г., на волне последнего антикварного бума, картина «На лугу» была продана за £14 300 000. В ноябре 1999 г. она вновь появилась на рынке, принеся аукционному дому Sotheby’s $15 400 000.
«На лугу» является одним из четырех импрессионистических шедевров, выставленных на торги из одной и той же европейской коллекции. Все работы уже появлялись на антикварном рынке и были приобретены анонимным коллекционером в течение 1998–2000 гг. К этому же собранию до вчерашнего дня принадлежала картина Анри Тулуз-Лотрека (Henri Toulouse-Lautrec) «Отверженные (две подруги)» (1895), проданная за £6 201 250 при стартовой стоимости £5 000 000. В мае 2000 г. эта работа ушла с молотка Sotheby’s за $9 400 000. Две оставшиеся картины – превосходный пейзаж К. Моне «Тропинка в Аржантее» (1872) и «Купальщица» (1892) Пьера Огюста Ренуара так и не нашли своего нового владельца.
В число наиболее дорогих лотов аукциона вошла также картина Амедео Модильяни «Две девушки» – один из пяти известных на сегодняшний день парных портретов художника. В отличие от предыдущих лотов, эта работа никогда ранее не появлялась на открытых торгах, что, бесспорно, подогрело интерес коллекционеров. За картину боролись три телефонных покупателя, в результате чего ее стоимость поднялась с £3 500 000 до £6 537 250, существенно превысив верхнюю границу эстимейта.
Творчество Кеса Ван Донгена (Kees van Dongen, 1877–1968) было представлено четырьмя холстами с изображением женщин. В общей сложности, они принесли аукционному дому £6 500 000. На самой дорогой из четырех картин, «Золотой корсет» (1907), изображена актриса кабаре, полулежащая на диване в роскошном золотом платье. Итоговая стоимость работы превысила эстимейт (£1 500 000–2 500 000) и дошла до отметки £2 897 250. Ничуть не хуже показали себя три другие картины: «Женщина в двух колье» (лот продан за £1 329 250), «Цыганка» (лот продан за £1 105 250) и «Женщина в зеленом трико» (лот продан за £1 105 250) . По словам вице-президента отдела импрессионистов и модернистов Christie’s Томаса Сейду (Thomas Seydoux), эстимейт этих работ был своевременно снижен. «В июле эти картины были оценены на 30–40% дороже, – говорит он. – Благодаря тому, что мы снизили цены, конечный результат оправдал наши первоначальные ожидания».
Точно так же снижение стартовой стоимости на картину Эдуарда Вюйяра «Портнихи» (1890) с £5 500 000 до £4 500 000 помогло привлечь телефонный «бид» на отметке £5 081 250. Сообщается, что картина Вюйяра стала единственным лотом, на который была выдана гарантия аукционного дома. Общие сборы аукциона составили всего 60% от £105 400 000, которые были достигнуты на аналогичных торгах в феврале прошлого года. С другой стороны, впервые с начала эскалации кризиса в октябре 2008-го, Christie’s сумел достичь 80% продаж. Напомним, что на ноябрьских торгах импрессионистов и модернистов в Нью-Йорке было распродано всего 56% лотов.