Лот несбывшихся надежд
Начался новый аукционный год — на этой неделе в Лондоне Sotheby`s и Christie`s проведут торги в одной из важнейших категорий арт-рынка — "Импрессионисты и модернисты". Однако итоги прошлого года еще официально не подведены. Можно не сомневаться, что триумфальными они не будут: кризис настиг аукционные дома, а с ними и весь арт-рынок.
Крупнейшие аукционные дома не торопятся обнародовать свои обороты и доходы за 2008 год. Sotheby`s в конце концов (то есть в марте) придется сделать это: аукционный дом является открытым акционерным обществом. Christie`s не обязан публично отчитываться: компания принадлежит частному лицу, миллиардеру Франсуа Пино. Однако очевидно, что итоговые объемы продаж будут ниже, чем в прошлые суперуспешные годы (объемы продаж в 2006 году у Christie`s и Sotheby`s составили $4,67 млрд и $3,7 млрд соответственно; в 2007 году — $6,3 млрд и $6,2 млрд). Sotheby`s сообщает, что за третий квартал 2008 года доход компании составил $76 млн, что на 11% меньше аналогичного периода 2007 года. При этом $42 млн было потеряно на гарантиях — суммах, которые аукционный дом обещал выплатить продавцам независимо от того, продадутся принадлежащие им произведения или нет. А ведь в это время кризис на арт-рынке еще практически не дал о себе знать.
Антикварный 2008 год четко делится на две части: в первой половине гонка цен на произведения искусства была, как и в 2006 и 2007 годах, ожесточенной; ставились и вновь бились рекорды во всех мыслимых категориях — старые мастера и искусство XX века, древний китайский фарфор и современная русская живопись. Сентябрьский аукцион, на который были выставлены произведения Дэмиена Херста, одного из самых дорогих ныне здравствующих художников, совпал с крушением американских банков. Тем не менее херстовский "Золотой телец" — помещенный в формальдегид бычок с золочеными рогами и копытами — был продан за $18,5 млн, вроде бы владельцу Christie`s Франсуа Пино, а "Королевство" (акула в формальдегиде) ушло за $17,2 млн; многие работы купил киевский коллекционер Виктор Пинчук. Потом кризис догнал арт-рынок — ноябрьские торги в Нью-Йорке в двух самых показательных категориях искусства, "Импрессионизм и модернизм" и "Современное искусство", к которым было добавлено русское искусство, принесли примерно половину того дохода, на который рассчитывали организаторы. Многие топ-лоты остались непроданными. А так как гарантии владельцам были уже обещаны, делящим публичный рынок антиквариата домам Sotheby`s и Christie`s был нанесен сильнейший финансовый удар. Представители аукционных домов предпочитают называть это коррекцией цен. В феврале 2008-го "Триптих" Фрэнсиса Бэкона ушел за $51,9 млн (Christie`s), его же "Обнаженная с фигурой в зеркале" — за $39,3 млн (Sotheby`s). В мае другой "Триптих" был продан за $86,3 млн (Sotheby`s). В ноябре Christie`s выставил на торги "Автопортрет" Бэкона 1964 года с эстимейтом $40-60 млн — и он остался непроданным.
Один из самых уважаемых в мире критиков, ньюйоркец Сурен Меликян, объясняет ситуацию так: "На смену старой формации глав аукционных домов, для которых искусство было предметом восхищения и личной страсти, пришли новые люди, для которых искусство не более чем товар". В своей статье в Herald Tribune он пишет, что эксперты Sotheby`s и Christie`s потеряли то уважение в мире искусства, которым они пользовались раньше. Каталоги аукционов теперь рассчитаны не на ценителей прекрасного (которым достаточно нескольких слов для того, чтобы понять значение вещи) — они напоминают каталоги "Товары — почтой" с огромными статьями-описаниями, рассчитанными на ничего не знающих об искусстве людей. Пресс-службы занимаются агрессивным пиаром, а упомянутая система гарантий для продавцов развратила рынок и создала искусственные цены.
20 лет назад к руководству в Sotheby`s пришел бизнесмен Альфред Таубман, сделавший деньги на строительстве и управлении шопинг-моллами. Это он придумал уделять главное внимание тем потенциальным клиентам, которые имели большие деньги, но в любви к искусству замечены прежде не были. Это на них ориентировался два последних десятилетия арт-рынок, это они сделали цены на искусство такими высокими.
Ориентация на golden clients сказалась и на политике Christie`s — две его последние предаукционные выставки в Москве можно было посетить только по приглашениям. С прошлого года Christie`s стал именовать себя не аукционным домом (то есть сервисной, предоставляющей услуги компанией), а лидирующей бизнес-структурой. Не исключено, что это превращение арт-рынка в обычный товарный рынок и привело к тому, что кризис постиг его так быстро. Ведь раньше считалось, что рынок произведений искусства практически не подвержен падениям, а инвестиции в картины — самые надежные.
Ни Sotheby`s, ни Christie`s (обидно валить на эти аукционные дома все обвинения, но ведь именно они формируют лицо рынка, именно на их результаты ориентируются частные продавцы и покупатели) не учли, что покупатели-неофиты уйдут так же быстро, как и пришли. Чтобы стать коллекционером сердцем, а не кошельком (как ни смешно это звучит), нужны годы и знания. Чтобы покупать искусство при любых обстоятельствах, а не только когда деньги девать некуда, нужен особый склад характера. Так делал советский коллекционер Соломон Шустер, покупавший русский авангард на зарплату кинорежиссера. Так делали почтовый клерк Герберт Фогель и его жена-библиотекарь Дороти — их собрание американского минимализма и авангарда сейчас хранится в Вашингтонской национальной галерее. А чтобы успешно играть на колебаниях цен на искусство, как на курсах валют, нужны нюх и десятилетия практики. Ни того ни другого многие новые коллекционеры развить в себе просто не успели. Когда им по объективным причинам стало не до искусства, они тут же перестали устраивать на аукционах шоу с рекордами.
В условиях кризиса цены на произведения искусства "инвестиционного качества" (под этим подразумевается нечто вроде "хорошие и дорогие") в разделах "Импрессионисты и модернисты" и "Современное искусство" вроде бы должны вести себя по-разному.
"Импрессионисты и модернисты" — это устоявшийся коллекционный сектор. В нем работают десятки галерей и аукционов, сотни коллекционеров, тысячи посредников. Последние 15 лет цены в этом разделе неуклонно росли, он считается одним из самых надежных. Сектор "Современное искусство" разогрет не так давно и, как считают многие, преувеличенно — успех совсем свежих работ Дэмиена Херста во многом обязан мастерскому самопиару художника. А поскольку это спекулятивный сектор, он и должен рухнуть в первую очередь. Русское искусство, цены в котором поддерживались по преимуществу национальными покупателями, с одной стороны, должно бы резко провалиться (как переоцененное), а с другой — могло бы и устоять (ведь сила тяги к национальному самоопределению не зависит от финансового кризиса).
Однако пока все три кривые пошли вниз практически одинаково (согласно данным агентства ARTinvestment). Хотя больше всего пострадает, по-видимому, современное искусство. Доверие к рынку современного искусства по сравнению с маем прошлого года упало на 81%, подсчитало западное агентство ArtTactic. О том же говорят и индексы российского ARTinvestment.
ArtTactic, опросив экспертов-аукционистов и владельцев галерей, составило рейтинг самых востребованных в будущем современных художников и назвало 46 мастеров, чьи работы должны стабильно высоко цениться в ближайшие десять лет. Первым в рейтинге значится Герхард Рихтер. Дэмиен Херст занял лишь 21-е место, завершают список Джейк и Динос Чепмены. И Херст, и братья Чепмен были раскручены коллекционером и галеристом (а в прошлом пиарщиком) Чарльзом Саатчи. Он, кстати, не теряет энтузиазма — его новым проектом станет телешоу "Лучшее британское от Саатчи", созданное по образцу "Фабрики звезд" (только состязаться будут не потенциальные поп-идолы, а молодые художники).
Что ждет рынок искусства в целом и аукционные дома в частности? Исполнительный директор Christie`s International Эд Долман сказал "Ъ" в начале января: "В последние месяцы мы не видели никаких систематических изменений на рынке искусства, а лишь временную утрату уверенности, которая вызвана финансовым кризисом. Объемы продаж сократились, однако покупателей по-прежнему привлекают исключительные и раритетные произведения искусства". Christie`s предлагает покупателям объединиться под девизом "В сложные времена всегда покупайте лучшее" и в конце февраля раскупить около 750 произведений из коллекции Ива Сен-Лорана и Пьера Берже с общим эстимейтом ?200-300 млн.
"Падение доверия уже достигло своей критической точки,— считает основатель ArtTactic Андерс Петтерсон,— а вот цены будут падать еще и еще". Ходят слухи, что владелец Christie`s Франсуа Пино готов продать аукционный дом. В то же время агентство Skate`s (его основатель и глава — Сергей Скатерщиков), анализируя кривые падения акций Sotheby`s в прошлом году, видит для этого аукционного дома единственный выход — стать частной компанией. Февральские аукционы должны дать более четкую картину состояния рынка и подтвердить (или опровергнуть) наметившуюся тенденцию к падению цен и спроса на искусство в целом.
ТАТЬЯНА МАРКИНА