
Последняя коллекция Ива Сен-Лорана
Февральская распродажа коллекции Лорана – Берже встряхнет приунывший антикварный рынок и покажет «кто есть кто» в аукционном деле Франции.
Именные коллекции занимают особое место в мире антиквариата и являются лакомым кусочком для любого аукциониста. В отличие от обычных торгов, объектом которых является некий ассортимент самодостаточных лотов, ценностное значение именные коллекции прочно привязано к персоналии человека, ее собравшего, – истории, судьбы и, если угодно, медийности этого человека. Уровень предметов, бесспорно, имеет большое значение, но именно эти, в сущности, эфемерные понятия ставят последний изящный штрих в общей картине аукционных торгов. Ренуар, конечно же, хорош и сам по себе, но Ренуар (портрет «Lise Tréhot», продан 1 декабря 2008 на Christie’s за ?1 162 600) из коллекции Жанны Ланвин куда как интереснее.
Летом прошлого года в СМИ появилась информация, вызвавшая немалое волнение в мире антиквариата: крупная коллекция покойного модельера Ива Сен-Лорана пойдет с молотка. Предстоящие торги, которые, после непродолжительных разбирательств, отдали на откуп Christie’s, немедленно окрестили главным аукционом не только грядущего 2009 г., но чуть ли не целого десятилетия. Решение продать коллекцию Кутюрье, скончавшегося после продолжительной болезни 2 июня 2008 г., принадлежало его компаньону, другу и душеприказчику Пьеру Берже. Сооснователь дома высокой моды YSL, Берже принимал активное участие во всех делах Сен-Лорана, в том числе и в составлении их общей коллекции, первые предметы которой были приобретены более 50 лет назад.
Аукцион, организованный Christie’s совместно с Pierre Berge et Associes, пройдет тремя сессиями 23, 24 и 25 февраля. По информации аукционного дома, на торги будут выставлены около 700 лотов. Некоторые предметы Пьер Берже планирует оставить себе. Среди них отмечают портрет кисти Энди Уорхола и некую африканскую статуэтку, которая, как полагают, была приобретена первой и положила начало будущему собранию. Эстимейт большинства лотов, как и общий расчет торгов, пока неизвестны, но, согласно независимым прогнозам, появившимся еще летом, стоимость коллекции может составить порядка ?200 000 000–300 000 000. Сегодня, многие эксперты склонны полагать, что эта сумма может оказаться значительно (вплоть до двух раз) выше.
Справедливости ради стоит отметить, что сам факт существования данной коллекции был не то что бы тайной, но и никак не достоянием широкой публики. Сотни уникальных предметов, среди которых представлены все направления изобразительного и декоративно-прикладного искусства от китайского фарфора до геометрического модернизма Пита Мондриана, хранятся в парижских особняках обоих владельцев. Ни Лоран, ни Берже никогда особенно не афишировали свои приобретения, не давали предметы на выставки и не включали их в каталоги. Человек, совершивший революцию в мире высокой моды, Ив Сен-Лоран вел очень замкнутый образ жизни, и лишь узкий круг приближенных имел возможность прикоснуться к содержимому его дома на улице Бабилон. Размер и значение коллекции ни у кого не вызывали сомнения – несколько лет назад президент британского отделения Sotheby’s назвал ее «залом шедевров», однако лишь после смерти модельера стало понятно, что речь идет об одном из самых значительных собраний континентальной Европы.
«Искусство всегда играло большую роль в моей жизни и работе. Я верю, что искусство не только часть культуры, но и часть жизни в целом» – слова Сен-Лорана, которые лучше всего определяют характер его собрания. Инвестиционная привлекательность – это, наверное, последнее, о чем задумывался Кутюрье, приобретая тот или иной предмет. Здесь отсутствуют чопорность и внешнее великолепие, вместо них – искренность и особенный, истинно французский вкус. Коллекция включает в себя сотни разнообразных предметов. Это парковая скульптура, мебель, живопись старых мастеров, импрессионизма и модернизма, китайское искусство, лиможские эмали, фарфор и многое другое. Миллионные полотна Пикассо и Теодора Жерико соседствуют с бесценной китайской бронзой и куда более скромными по цене произведениями мебели, фарфора и серебра.
По воспоминаниям очевидцев, и Лоран и Берже были страстными коллекционерами, на протяжении многих лет поддерживавшими тесные контакты с ведущими антикварами Парижа. «Они были верными клиентами моего отца. Каждый раз, когда мы приглашали их в магазин, они всегда приходили», – вспоминает Алекси Кугель, сын парижского антиквара Жака Кугеля, который был близким другом и одним из главных поставщиков Лорана и Берже.
Обе части собрания различаются и, вместе с тем, прекрасно дополняют друг друга. Коллекция Пьера Берже включает в себя серию уникальных рукописей А. Бретона, Г. Флобера и А. Жида. Стены его апартаментов украшают «Портрет Альфреда и Элизабет де Дро» (эстимейт ?4 000 000–6 000 000) кисти Теодора Жерико, рисунок Хуана Гриса и прекрасный холст Джеймса Энсора «Отчаяние Пьеро». Ив Сен-Лоран увлекался мебельным искусством. Его особняк украшают прекрасные кресла работы Альмана-Альберта Рато и Эйлин Грей (эстимейт ?2 500 000–3 500 000). Коллекция модернизма включает в себя картины Пабло Пикассо («Музыкальные инструменты на столе», эстимейт ?30 000 000–40 000 000), Анри Матисса («Нарциссы и скатерть в синих и красных тонах», эстимейт ?15 000 000–20 000 000) и Пита Мондриана («Композиция в синем, красном, желтом и черном», эстимейт ?8 000 000–12 000 000). По свидетельствам очевидцев, эти полотна играли важную роль в жизни и творчестве модельера, именно к ним он обращался в поисках вдохновения при создании новых коллекций одежды.
По словам Пьера Берже, решение продать коллекцию было принято им уже давно. «Я не верю в загробный мир, поэтому я предпочел все организовать при жизни, – заявил он в одном из интервью, объясняя скоропостижность своего решения. – Ив, наверное, поступил бы по-другому. Я не мог устроить эти торги, пока он был жив. Но теперь эта глава книги закончена». Нужно отметить, что сам Берже является далеко не последним человеком в мире антикварного рынка. Ему принадлежит третий по величине (после Artcurial и Tajan) аукционный дом Франции Pierre Berge et Associes, который уже прославился несколькими громкими продажами. Компания будет участвовать в проведении торгов наравне с Christie’s, поскольку, как считает сам аукционист, она не обладает необходимыми ресурсами для того, чтобы провести столь крупную продажу самостоятельно.
Выбор Christie’s также породил немало вопросов. Дело в том, что Pierre Berge et Associes входит в конгломерат французских аукционных домов Hôtel Drouot, крупной регулирующей компании, годовой оборот которой в десятки раз превышает достижения парижских филиалов зарубежных домов. На счету Hôtel Drouot множество крупных торгов, в том числе распродажа коллекции Андре Бретона в 2003 г., результат которой достиг беспрецедентно высокой отметки в ?44 000 000. Несмотря на это, Берже неоднократно высказывался в отношении неконкурентоспособности компании. Причиной тому может быть его неудавшаяся попытка приобрести контрольный пакет акций Drouot в 2002 г., в результате чего организация перешла в руки сообщества независимых оценщиков и установила жесткую монополию на антикварном рынке Франции. Сам Берже объясняет свое решение лишь дружескими отношениями с руководством Christie’s, в частности с руководителем парижского филиала Франсуа де Риклесом. Неудача постигла и третьего претендента на коллекцию Сен-Лорана – аукционный дом Sotheby’s, с которым, по ряду сведений, были достигнуты некие предварительные соглашения.
Аукцион Collection Yves Saint Laurent et Pierre Bergé пройдет в помещении парижского выставочного комплекса Grand Palace. Здесь же, незадолго до начала торгов, состоится предаукционная выставка. Вопреки устоявшейся традиции отправлять топ-лоты в громкое мировое турне, коллекция Лорана – Берже, судя по всему, не покинет берегов Сены.