Запах времени
Русские торги, которые дважды в год проводит аукционный дом Tajan в Париже, сосредоточены на книгах, графике и том, что в аукционной терминологии подразумевается под словом "memorabilia". Это предметы, ценные скорее не сами по себе, а тем, что некогда принадлежали знаменитым людям.
Самыми известными персонажами на грядущих торгах оказались две балерины: Татьяна Рябушинская (1916-2000) и Людмила Черина (1924-2004).
Наследники Татьяны Рябушинской продают ее костюм, в котором она танцевала "Жизель" в Монте-Карло (?5,5-7 тыс.), пуанты, стоптанные ею на сцене Ковент-Гардена, дорожный несессер, фотографии и книги. На одном из фото — юная Татьяна репетирует в парижской студии под руководством Матильды Кшесинской (1935 год, ?700-900). На профессиональную сцену Рябушинская впервые вышла в 13 лет, а в 15 стала звездой "Русского балета Монте-Карло", труппы, собранной из обломков дягилевского "Русского балета". В 1939-м, после окончательного развала труппы в Монте-Карло, эта стильная красавица перебралась в Америку, где стала примой первой национальной труппы США Ballet Theater. Говорят, танец бегемотика в мультике Уолта Диснея "Фантазия" аниматоры сочинили, сделав зарисовки на репетициях балерины Рябушинской.
Эротизм и мистика — таковы, по мнению поклонников, были главные черты Людмилы Чериной, дочери черкесского князя и француженки. В 15 лет, еще ученицей парижской балетной школы, она танцевала "Умирающего лебедя" Михаила Фокина. В 1942 году состоялся ее дебют: вместе с Сергеем Лифарем она исполняла заглавную партию в его балете "Ромео и Джульетта". Людмила Черина танцевала и в Большом театре; для нее Морис Бежар поставил в Венеции балет "Гала" с декорациями Дали.
15 фотографий (с оценкой ?750-900), которые выставлены на аукцион, относятся к самому трагическому периоду в жизни балерины: это сцены из фильма-балета "Вальс Мефистофеля" 1951 года. Его Людмила Черина танцевала со своим мужем Эдмоном Одраном, которого безумно любила. Совсем скоро после этой постановки Одран погиб в автокатастрофе — а Людмила Черина на два года забросила балет, найдя утешение в живописи.
В ?10-12 тыс. оценен набор из четырех альбомов фотографий, писем, контрактов, афишек — это архив русского кабаре "Абрек", работавшего в Монте-Карло в 1928-1930 годах, и русских ресторанов "Маскотт" и "Золотой сад", существовавших в Константинополе в начале 1920-х. Архив иллюстрирует, как говорится, быт и нравы — например, в нарисованную неизвестным художником карикатуру "Самый радостный день "Маскотта"" вклеена газетная вырезка "Сухой режим отложен официально".
Еще на аукционе будут предметы времен гражданской войны, наборы из фотографий безвестных жителей дореволюционных Петербурга и Москвы и почтовых карточек из серии "Русские типы". Таким образом, в интерпретации Tajan жанр памятных предметов приобретает своеобразный характер. Люди, изображенные на этих семейных фото, те, что пользовались этим планшетом или писали эти письма, далеко не знамениты. Зачастую их имена вписаны в историю Белого движения или русской эмиграции в Париже, но широкой публике они явно не знакомы. Тем не менее (а может быть именно поэтому) все эти архивы и реликвии, собираемые экспертами Tajan по старым семьям русского Парижа, обладают сильным "запахом времени".
Париж, 18 декабря
Татьяна Маркина