История русского космоса пошла с молотка `Сотбис`

История русского космоса пошла с молотка `Сотбис`

12.12.2008
Новости

На аукционе «Сотбис» в Нью-Йорке вчера 11 декабря «День космонавтики». На продажу выставлены уникальные документы. Среди топ-лотов - дневники и записки Василия Мишина, соратника Сергея Королева и известного конструктора ракетно-космической техники, торжественная речь Юрия Гагарина, записанная за несколько дней до легендарного старта, и копия его отчета о полете в космос. Предварительная стоимость всех этих экспонатов оценивается более чем в миллион долларов, но по ожиданиям экспертов, это далеко не предел, и в ходе аукциона цена может существенно возрасти.
Ряд специалистов полагает, что причиной продажи этих раритетов стал финансовый кризис, побуждающий людей расставаться с ними. В частности, такой точки зрения придерживается эксперт по антикварному рынку Дмитрий Буткевич, подчеркивавший, что ранее раритеты советской космонавтики на торгах не выставлялись.
Это, мягко говоря, не так. В 2006 году на первой в Лондоне продаже русских книг, фотографий, плакатов, карт и рукописей, организованной домом «Сотбис», с молотка ушли несколько работ по космосу Константина Эдуардовича Циолковского, а также фотографии Юрия Гагарина и других космонавтов с их подлинными автографами. Однако масштаб нынешних «распродаж», конечно, куда солиднее. 31 том дневников и записок В. Мишина, например, - это бесценное свидетельство об истории советской космической программы в 1960-1974 годах, за которое организаторы аукциона планируют выручить до 500 тыс. долларов. Отчет Гагарина о полете корабля «Восток» (одна из 4 копий), как ожидается, «уйдет» уже за 700 тыс. долларов, а рукопись речи Гагарина (подлинник!) перед Государственной комиссией по космической технике (речь, произнесенная за два дня до исторического полета 12 апреля 1961 года) - за 200-300 тыс. долларов.
Как все эти материалы оказались в распоряжении «Сотбис»? Это вопрос отдельный и довольно грустный.
Большая часть всех представленных раритетов была вывезена из России в 1993 году известным коллекционером Питером Баткиным. Попали они в тот же «Сотбис», сотрудником которого являлся Баткин, и вскоре состоялся первый аукцион по советской космической программе. Помогала в сборе экспонатов Баткину его помощница Ирина Шкондина, по словам которой, все раритеты проходили через Министерство культуры и не содержали никаких военных секретов, хотя обладают большой исторической и человеческой ценностью. Уговорили расстаться с раритетами жену Юрия Гагарина Валентину, которая выставила на торги даже часы и костюм первого советского космонавта. А причина - тяжелое финансовое положение…
Отслеживать перемещение документов было просто некому – структуры, подобной Роскосмосу, которая отвечала бы за это, не существовало. Справка из Минкультуры – вот и все, что требовалось.
Еще раз «Сотбис» организовал торги раритетами советской космонавтики в 1996 году. По совокупности насчитывалось 36 наименований. Это были скафандры, дневники, различные инструкции и пособия для космонавтов. В «Сотбис», по словам эксперта по разработке российско-американских программ Кэтлин Льюис, все эти предметы попали из России либо от частных лиц, либо от ряда организаций, которые после развала Советского Союза остались без контроля и средств к существованию. Сама Люис неоднократно задавала своим российским коллегам вопрос о том, как можно было продать такие уникальные вещи. Ответ был безрадостным: людей больше заботило, чем накормить семью, поэтому инженеры и специалисты, имевшие доступ к личным вещам первых космонавтов, были вынуждены продавать их – просто чтобы выжить. А более крупные предметы продавали частью и для того, чтобы получить хотя бы какие-то средства для поддержания космической программы. Ее финансирование в «лихие 90-е» со стороны государства было более чем слабым.
Ушел за рубеж, помимо названных нами материалов, и скафандр, специально разработанный советскими учеными для полета на Луну. Полет осуществлен не был, но скафандр по всем статьям превосходил американский аналог «Аполло». Специалисты из НАСА долго вели переговоры с СССР с целью получить этот скафандр, за что предлагалось и сотрудничество в разработке программы по освоению Луны, и даже совместное участие в следующем после армстронговского полете на Луну, когда бы он ни состоялся; наконец, предлагались большие деньги. И вот теперь скафандр мирно стоит в Вашингтонском музее авиационной и космической техники, в отделе «Космическая гонка». Там же - фотографии Юрия Гагарина с родителями, его тренировочный скафандр и записки о поэтапных действиях во время полета, состоящие из 4 частей (к старту, старт, пребывание на орбите, возвращение), логарифмическая линейка С. П. Королева, и даже удостоверение личности и партийный билет первого советского космонавта…
Однако раритеты не канули в Лету или в какую-нибудь закрытую коллекцию. Их приобрели на торгах «Сотбис» миллиардеры Росс Перо, в свое время дважды баллотировавшийся на пост президента США в качестве независимого кандидата, и Гарри Маккиллоп. По словам последнего, в то время Росс Перо и он часто навещали Россию, подружились с Германом Титовым и Алексеем Леоновым, и когда советские атрибуты были выставлены на аукцион, пройти мимо того, как «продается сама история», они не смогли. Приобретением этих экспонатов удалось сохранить их «в первую очередь для самих же русских людей», - говорил Маккиллоп.
В фонде Росса Перо ожидали запроса с российской стороны о возвращении раритетов. При покупке он и Маккиллоп специально подчеркнули, что готовы вернуть по первому запросу за ту же цену, которую заплатили они, как только измениться к лучшему экономическая ситуация в России. В 2007 году Маккиллоп побывал в Звездном городке и напомнил музею имени Гагарина об этом. Но, по словам американца, никакого интереса с российской стороны не возникло. Маккиллоп добавил, что «видимо, в России не придают большого исторического значения атрибутам своей космической эпохи».
Между тем, мнение самих российских космонавтов по этому поводу однозначное. Лётчик-космонавт Анатолий Арцебарский заявил, что «документы, особенно касательно Гагарина, Королева…должны хранится у нас, они бесценны».
Поразительно: американские бизнесмены просто так, по зову сердца, занимаются спасением бесценных космических раритетов для России – но на уровне ведомств и учреждений у нас, оказывается, такой помощи не ждут, и воспользоваться ею не собираются. Значит, россиянам остается лишь периодически любоваться памятниками своей же истории, которые «Сотбис» перед продажей часто выставляет на всеобщее обозрение в своем столичном офисе. А деньги нынешнего аукциона перечислят в Фонд Перо, который предоставляет благотворительные гранты в области здравоохранения и высшего образования. Пусть хотя бы так они снова послужат людям, если российским организациям и ведомствам память о космической программе СССР перестает быть дорога.

Иван Баженов