Русские торги на Bonham’s
В период с 24 по 27 ноября в Лондоне прошла традиционная неделя русского искусства. Крупнейшие аукционные дома мира, в том числе Sotheby’s, Christie’s и Bonham’s выставили на торги тысячи произведений русских мастеров – классическую и современную живопись, иконы, графику и декоративно-прикладное искусство. Конечно, депрессивное состояние арт-рынка не могло не сказаться на итогах недели – результаты торгов не полностью оправдали ожиданий аукционистов. С другой стороны, русское искусство подтвердило свою востребованность, на что указывает вполне приемлемый процент продаж и несколько крупных рекордов. Лучшие результаты показали Sotheby’s и Christie’s, в то время как Bonham’s и Mac Dougall не смогли составить им конкуренцию. Причин тому может быть несколько. Участники аукциона MacDougall отметили слишком высокие эстимейты и выразили готовность подождать снижения цен.
Причина неудачных торгов Bonham’s 24 ноября, возможно, также кроется в неверном ценообразовании. Кроме того, аукционный дом сосредоточил внимание на лотах средней ценовой категории, которая, как известно, сильнее всего пострадала от кризиса. Так или иначе, аукционный дом сумел продать всего 85 из 244 лотов.
Не нашел своего покупателя главный топ-лот – картина Александры Экстер «Семеро против Фив» (1884–1949), вынесенная на обложку каталога. Экстер создала выразительную авангардную трактовку одного из мифологических сюжетов, которые были в числе главных тем ее творчества. Картина не датирована, но, можно предположить, что она относится к позднему периоду творчества художницы. «Семеро против Фив» является безусловным шедевром русского авангарда, но вот желающих платить за шедевр £600 000–800 000 не нашлось.
Картина Натальи Сергеевны Гончаровой «Зима: дровосек» ушла с молотка за £150 000, что стало высшим результатом Bonham’s на этот раз. Эта картина принимала участие в экспозиции работ М. Ларионова и Г. Гончаровой, организованной в 1961 г. в Лондоне Британским Советом искусств.
Ранняя работа Василия Васильевича Кандинского (1866–1944) «На побережье» была продана за £120 000. Картина представляет собой небольшой портрет женщины на берегу моря, выполненный в технике гуаши. Эксперты датируют эту работу 1904–1906 гг. Ранее «На побережье» входила в собрание знаменитого коллекционера Я.Е. Рубинштейна.
Морской пейзаж Ивана Константиновича Айвазовского «Во время шторма» принес аукционному дому такую же сумму. Картина была написана в 1893 г. и стала настоящей «классикой жанра» со всеми необходимыми атрибутами – бурлящим морем, чайками и серыми низкими облаками.
Живопись XIX – начала XX в. составила большую часть продаж аукционного дома. Современное искусство, а также иконы практически не пользовались спросом. В стринге декоративно-прикладного искусства продавались, в основном, изделия Фаберже. Среди них – изящная нефритовая рамка для фотографий работы Х. Армфельта, которая была продана за £84 000.